Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА НАД МОРЕМИ ПОД ВОДОЙ Пьеса раскрывает перед нами два совершенно чуждых друг другу мира, один —в долине населен обывателями, другой —в горах —сказочными, фан­ тастическими существами. Обитатели гор —Водя­ ной и Леший, старая мудрая колдунья Виттиха и юная золотоволосая фея Раутенделейн, гномы и эльфы —с презрением относятся к «долине», к «людям-волкам», которые всегда готовы «светлую испортить жизнь, запакостить ее». Потому навер­ но и колокол, созданный внизу, в долине, в душ­ ной атмосфере мещанства, мастером Генрихом, создавшим сотни подобных колоколов, не может зазвучать в горах. Об этом говорит колдунья Вит­ тиха пастору, учителю и цирюльнику: Тот колокол, что отлил этот парень, Для вас-mo, может, хорошо звучал, Да уши ведь чугунные у вас И ничего расслышать не умеют. А звук был плох, и мастер это знал. «Долине» с ее мещанским бытом, незыблемы­ ми догмами существования в пьесе, автор проти­ вопоставляет жизнь «гор», которым руководят за­ коны красоты и гармонии, их чистый прозрачный воздух. Для жены литейщика Магды колокол, создан­ ный мужем, звучит «сладко» и «чисто», сам же Ген­ рих признается ей: «Тот колокол, который вниз упал ,/Н е для высот был создан и не м ог/В верши­ нах горных отзвук пробуждать». Но Магда не мо­ жет понять возвышенность души мастера, его не­ довольства своим творением: Создание прекрасное такое, Оно снискало общую хвалу!.. Ни пузырька в металле, звук прозрачный. «Как хор небесных ангелов поет Наш колокол, что отлил мастер Генрих», — Все говорили дружно, как один, Когда он был подвешен меж деревьев И радостно впервые зазвучал. Генрих старается объяснить, что даже душа жены: Звучит ясней и глубже всех моих Колоколов. Благодарю тебя! И все ж... Меня должна понять ты, Магда. Последнее творение мое Не удалось. Я со стесненным сердцем За колоколом следовал, когда Его тащили люди в горы с криком, Шумя, бранясь... И вот — упал он в бездну! Вниз на сто саженей свалился он И в горном озере сокрыт навеки. Философская мысль о несовершенстве мира, заложенная в «Потонувшем колоколе» («Звучит в долине он, в горах —не может»), пронизывает всю сказку Гауптмана. Долина и горные выси у дра­ матурга оказываются не просто противопоставлени­ ем духовности и бездуховности. В каждом описан­ ным автором образе раскрыта диалектическая мно­ гозначность. Долина с ее обыденщиной содержит в себе земное, человеческое начало, где есть место радости й горю. Волшебным жителям гор при всей их красоте и одухотворенности неведомы человечес­ кие порывы. Героиня гор фея Раутенделёйн высту­ пает здесь как символ музы, мечты и красоты. Она возвращает разбившемуся в горах мастеру силы и вдохновляет для создания нового колокола, в чем он и признается пастору, работая в горах: Хочу создать игру колоколов! Они и приходить в движенье сами И сами издавать свой звон должны. Мне стоит руку к уху приложить, Как тотчас слышу дивный перезвон. <...> Звонарь Художник П. Козорвзенко (младший) 191

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz