Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА НАД МОРЕМИ ПОД ВОДОЙ Пьеса раскрывает перед нами два совершенно чуждых друг другу мира, один —в долине населен обывателями, другой —в горах —сказочными, фан тастическими существами. Обитатели гор —Водя ной и Леший, старая мудрая колдунья Виттиха и юная золотоволосая фея Раутенделейн, гномы и эльфы —с презрением относятся к «долине», к «людям-волкам», которые всегда готовы «светлую испортить жизнь, запакостить ее». Потому навер но и колокол, созданный внизу, в долине, в душ ной атмосфере мещанства, мастером Генрихом, создавшим сотни подобных колоколов, не может зазвучать в горах. Об этом говорит колдунья Вит тиха пастору, учителю и цирюльнику: Тот колокол, что отлил этот парень, Для вас-mo, может, хорошо звучал, Да уши ведь чугунные у вас И ничего расслышать не умеют. А звук был плох, и мастер это знал. «Долине» с ее мещанским бытом, незыблемы ми догмами существования в пьесе, автор проти вопоставляет жизнь «гор», которым руководят за коны красоты и гармонии, их чистый прозрачный воздух. Для жены литейщика Магды колокол, создан ный мужем, звучит «сладко» и «чисто», сам же Ген рих признается ей: «Тот колокол, который вниз упал ,/Н е для высот был создан и не м ог/В верши нах горных отзвук пробуждать». Но Магда не мо жет понять возвышенность души мастера, его не довольства своим творением: Создание прекрасное такое, Оно снискало общую хвалу!.. Ни пузырька в металле, звук прозрачный. «Как хор небесных ангелов поет Наш колокол, что отлил мастер Генрих», — Все говорили дружно, как один, Когда он был подвешен меж деревьев И радостно впервые зазвучал. Генрих старается объяснить, что даже душа жены: Звучит ясней и глубже всех моих Колоколов. Благодарю тебя! И все ж... Меня должна понять ты, Магда. Последнее творение мое Не удалось. Я со стесненным сердцем За колоколом следовал, когда Его тащили люди в горы с криком, Шумя, бранясь... И вот — упал он в бездну! Вниз на сто саженей свалился он И в горном озере сокрыт навеки. Философская мысль о несовершенстве мира, заложенная в «Потонувшем колоколе» («Звучит в долине он, в горах —не может»), пронизывает всю сказку Гауптмана. Долина и горные выси у дра матурга оказываются не просто противопоставлени ем духовности и бездуховности. В каждом описан ным автором образе раскрыта диалектическая мно гозначность. Долина с ее обыденщиной содержит в себе земное, человеческое начало, где есть место радости й горю. Волшебным жителям гор при всей их красоте и одухотворенности неведомы человечес кие порывы. Героиня гор фея Раутенделёйн высту пает здесь как символ музы, мечты и красоты. Она возвращает разбившемуся в горах мастеру силы и вдохновляет для создания нового колокола, в чем он и признается пастору, работая в горах: Хочу создать игру колоколов! Они и приходить в движенье сами И сами издавать свой звон должны. Мне стоит руку к уху приложить, Как тотчас слышу дивный перезвон. <...> Звонарь Художник П. Козорвзенко (младший) 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz