Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА НАД МОРЕМ И ПОД ВОДОЙ И далее Горький продолжает: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей медом; ка­ жется, я даже и думал в формах ее стихов» (Горъ- кий, 1984. С. 223). Пишет о Китеже и Николай Клюев в стихот­ ворении «Русь-Китеж». Он сожалеет о старой жиз­ ни, любви к древним преданиям. Под влиянием «китежского» стихотворения Клюева затронула эту тему в своём и Анна Ахматова: «...Мне знако­ мый голос послышался,/ Колокольный звон / Из-под синих волн,/ Таку нас звонили в граде Китеже/Вот большие бьют у Егория,/ А меньшие с башни Бла­ говещенской,/ Говорят они грозным голосом...»' Обратился к сказочному граду и поэт Алексей Приказчиков, так и назвав свое стихотворение «Китеж»: «Заколдована белым безмолвием,/ Убаю­ канная метелями,/ Спит земля. И озера сонные/ Укрываются пышными елями»: И внезапно над белой сказкою, Над снегами русскими синими Звон малиновый, тихий, ласковый Поплывет и рассыплется инеем. Над озерами звон колышется И далеко окрест разносится. Это Китежа голос слышится, И стучится, и в сердце просится. Он плывет над землею русскою И лесами ее безбрежными, Над полоской озера узкого, Колокольнями белоснежными2. Поэт Б. Т. Примеров, в стихотворении «Про­ щальный диптих», задумываясь о сказочном Ки­ теже, задаётся вопросом: «И слышится колокол/И слышится колокол/ Из водных а р кад / Под сводом расколотым,/ Под сводом расколотым/ Не Китеж ли град?» У Ирины Карноуховой написана драма-прит- ча для младших школьников с музыкально-танце- вальными дивертисментами «Колокола-лебеди», в которой напрямую о Китеже-граде не говорится, но сюжет несомненно китежский. В драме Карно­ уховой говорится о городе Лебединце, на который 1Ахматова А. «Уложила сыночка кудрявого...» 2 Медвежьи песии-2: Сборник русской поэзии, прозы и литературоведения Санкт-Петербурга, посвященный памяти 31ими птгошIюэтаБорисоваКорнилова(1907-1937(38)/ / Сшпег- Псгербурп Издательство «Дума», 1998. Китеж Художник Илья Глазунов идут половцы. Видят это лебеди и решают прийти на помощь городу и его жителям: « Ти-го-го, лебедушки, пристыдила нас девушка, повернем к Лебединцу-городу, где люди стоят, там и мы будем. Отобьем крылами огонь от звонницы, Чтоб звенели колокола серебряны, Чтоб слышали люди русские, Что живой стоит Лебединец-град! Выручает город девушка Фимушка, рожденная в ночь Ивана Купалы: «Молча поднимает она вы­ соко над собой серебряный плат. И вдруг плат от­ деляется отрук девушки и плывет в небе к Лебедин­ цу, растилаясь над ним. Барабанный бой мгновенно обрывается, и в наступившей тишине ясно слышен величавый, торжественный перезвон колоколов. Зо­ лотистый туман окутывает Лебединец, — город постепенно исчезает и становится невидимым. Ког­ да туман рассеивается, на месте Лебединца за озе­ ром виден пустынный берег, — лишь слышен дале­ кий перезвон колоколов» (Карнаухова, 2006. С. 28). 1Карнаухова И. Колокола-лебеди / / Репертуар для детских и юношеских театров. № 1,2006. С. 21—22. 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz