Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА НАД МОРЕМ И ПОД ВОДОЙ Оформлены легенды о Китеже граде в стихи современных поэтов под одним и тем же названи ем «Китеж» у Анатолия Чикова: Когда узреть ты хочешь Китеж В глубинах века в час мечты, Не говори, что город видишь, Коль ничего не видишь ты. И коль ты этот город помнишь, То будет истина одна: И сам ты в бедах не потонешь, И вызовешь его со дна. И он всплывет, красив и волен, Как торжество над силой зла, Со всех ударив колоколен Во все свои колокола. У Николая Симонова: «Колокола звонят на дне,/Звонят неистово и яро.../ Так живо с детских лет во м н е / Живет легенда Светлояра». Предание или целый цикл их связан с леген дарным градом Китежем, будто бы погрузившим ся в озеро Светлояр. Предание восходит к древне языческому городку Кидекша, разрушенному в 1237 году. Кидекша и малый Кидеш был разрушен уже татарами. Легенда своими корнями уходит в Заволжье, где позднее ее используют раскольни ки, создав свою «Повесть о сокровенном граде Ки теже» (1713), отразив в ней протест социальных низов против церковной и светской власти. Уст ные народные предания вобрали в себя древнеязы ческие поверья, рассказы о былинных и сказочных героях, различные исторические события, лица. Этому пример стихотворение Максимилиана Во лошина: «Китеж»: Вся Русь —костер. Неугасимый пламень Из края в край, из века в век Гудит, ревет... И трескается камень. И каждый факел — человек. Не сами ль мы, подобно нашим предкам, Пустили пал? А ураган Раздул его и тонут в дыме едком Леса и села огнищан. Ни Сергиев, ни Оптина, ни Саров Народный не уймут костер: Они уйдут, спасаясь от пожаров, На дно серебряных озёр. Так отданная на поток татарам Святая Киевская Русь Ушла с земли, прикрывшись Светлояром... <...> Святая Русь покрыта Русью грешной, И нет в тот град путей, Куда зовет призывный и нездешний Подводный благовест церквей... Через время поэт Волошин получает письмо от своей любимой, которое вновь навевает его на мыс ли о воображаемом граде, и уже в новом стихотво рении «Письмо» он пишет: «Зажег огонь. При све те свеч / Глазами слышу Вашу р е ч ь / Вы снова здесь? О, говорите ж / Мне нужен самый звук р е чей.../ В озерах памяти моей / Опять гудит под водный Китеж,/ И легкий шелест дальних слов/ Певуч, как гул колоколов ». Есть посвящение Китежу и у Михаила Кузьми на под названием «Страничный вечер»: «...Взгляни те ж, мой друг, взгляните ж ,/На время печаль от лож ив/ В зрачках ваших — тихий Китеж/ Стек- лянно и странно ж ив / И мозглый пар — целебен,/ И вновь я идти готов,/ Когда дребезжит молебен/ Невидных колоколов». Как видим, литераторов России разных лет будоражат мысли об этом удивительном граде и его подводных звонах, который стал не просто сказ кой, легендой пришедшем к нам из древнего дале ка, но, прежде всего, символом новой жизни, меч той о лучшем светлом будущем. Обращает свой взор к знаменитому Китежу и Дмитрий Балашов в романе «Бремя власти», о ко тором в доме ростовского боярина рассказывает прохожая старица: «— В Заволжье было то, в лесах непроходи мых... Озеро одно, ясное-ясное, и звоны, верным людям одним только и слышимые... Татары, вишь, искали полонить, ан Китеж туманом одело... Та тарчонок один подбежал к воде, а тамо и зрит: град под водою, и домы, и костры, и церкви Бо жьи, и звоны колокольные — все по-старопреж- нему, вишь, как при дедах-прадедах было, и не по рушено, и не разорено...» (Балашов, 1998. С. 126). Поэтессе из Саранска Наталье Рузанкиной тоже интересна тема Китежа, в стихотворении «Еще мерцают по земле» она пишет: «Там Белый Китеж на века/Молчит колоколами всеми,/И сво дов стрельчатых строка/Водой вмурована во вре м я ./ И строен он, как детский сон ,/ Его во тьме трепещут плиты,/ Там в слитках колокольный звон /На черном дне лежит, забытый...» Для Натальи не просто сказочный Китеж ушел под воду, для нее: «Под нею спит Россия- 187
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz