Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА НАД МОРЕМ И ПОД ВОДОЙ людям вернуть не удастся, пока не изменят они свое отношение к природе, не перестанут совер­ шать разрушительные и насильственные войны. Пока их жизнь не наполнится духовным смыслом, не изменятся ценности, только тогда на земле на­ ступит мир, любовь и созидание. Колокола Китеж-града Я Россию хочу, словно Китеж, Поднять из воды! Мне великое прошлое Застит иные свершенья! Дмитрий Балашов Самая знаменитая легенда о затонувших коло­ колах на Руси - о граде Китеже. В прозе она осо­ бенно подробно в несколько страниц описана в ро­ мане Мельникова-Печерского «В лесах»: «...ста­ рик с длинной, белой как лунь бородой и совсем го­ лым черепом. Держа тетрадку, унылым, гнусливым голосом читает он нараспев. ...о благоверном князе Георгии, положившем живот за Христову веру и за Русскую землю в битве с Батыем при Сити-реке. <...> — „Имного брася, благоверный князь Ге­ оргий с нечестивым царем Батыем, не пущая его во град... Егда же быстъ нощь, изыде тайно из Малого Китежа на озеро Светлый Яр в Большой Китеж. На утрие же восста нечестивый царь и взя Малый Китеж и всех во граде том поруби и нача мучити некоего человека града того Гришку Кутерьму, и той, немогий мук терпети, поведа ему путь ко озе­ р у Светлому Яру, иде же благоверный князь Геор­ гий скрыся. И прииде нечестивый царь Батый ко озеру и взя град Большой Китеж и уби благоверно­ го князя Георгия..."... —„Ипосле тогоразорения запустеша грады те и лесом трасте вся земля Заузольская, и с того времени невидим быстъ град Большой Китеж, и пребудет он невидим до последних времен» (Мель- ников-Печерский. 1986. Книга 2-я. С. 283-285). «<...> И другие стали просить грамотея про­ читать китежскую грамотку про житье-бытье блаженных святых. Вынул тетрадку старичок и, не развертывая, стал говорить: — Недалеко от Городца, в одной деревне жил некий христолюбец... Благочестив, богобоязнен, труды его были велики и праведны, жил ото всех людей в любви и почете. И было у того христолюб- ца единое чадо, единый сын, при младости на по- гляденье, при старости на сбереженье, при смерт­ ном часу на помин души. Вырастало то чадо в стра­ хе божием, поучалось заповедями господними, со седьмого годочка грамоте научено от родителей — божественному писанию, евангельскому толкова­ нию. Достиг же тот отрок возраста, что пора и закон принять, с честною девицей браком честным сочетаться. Искали емуродители невесту и нашли девицу доброличну и разумну, единую дочь у отца, а отец был великий тысячник, много достатков имел и был почтен ото всех людей... Не восхотел сынжениться, восхотел богу молиться, со младых лет господу трудиться... Родители тому не вни­ мали, гостей на свадьбу созывали, сына своего с той девицей венчали... И когда наутре надо было молодых поднимать, новобрачного не нашли — не­ ведомо куда сокрылся... Во слезах родители пре­ бывают, а пуще их жена молодая... Стали про­ павшего за упокой поминать, стала молода жена по муже псалтырь читать... И прошло в тех сле­ зах и молитвах три годочка, на четвертом году от пропавшего сына из Китежа грамотка прихо­ дит... Вот она! И поднял высоко тетрадку... Китеж-град. Художник Илья Гпазунов 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz