Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРА ТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Легенды об ушедших под воду городах и коло­ колах волновали и поэтов Франции. У Стюарта Мерриля есть стихотворение без названия: Я старше всех земных царей, И звон кочует колокольный В безмолвье, где мой град престольный Веками спит на дне морей. Я знаю имена цариц, Угасших в сумраке столетий, И шелест мертвенных соцветий На влажном мраморе гробниц. Потоплен мой державный флот, И, словно призрак дней минувших, Следы сокровищ затонувших Ищу я в толще сонных вод. <...> И глядя в пенную лазурь, Я вновь мечтаю о победе, И вновь раскаты трубной меди Мне чудятся в порывах бурь. А может, тишину морей Встревожил рокот колокольный,— Уснул на дне мой град престольный. Я старше всех земных царей. Существует и бретонская легенда, записанная французским пианистом А. Корто, рассказываю­ щая о соборе Ис, спящем под водами сном закля­ тия. Только в светлые утренние часы, когда про­ зрачно море, он «...иногда медленно возникает из глубин океана, из глубин времени. И колокола зво­ нят, и слышатся священные песнопения. Затем равнодушные морские волны вновь скрывают виде­ ние» (Тосин, 2002. С. 59). У жителей Синайского полуострова своя ис­ тория о «Колокольной горе» (Джебель-Накуг), что находится на побережье Красного моря, в недрах которой также находится большой монастырь и в урочный час из него доносятся подземные звоны, призывая монахов к молитве. И гора дрожит от мощных звуков. В 1990 году у писателя Геннадия Осетрова вышла книга «Краеугольный колокол», в которой автор рассказывает, как редактор столичной кино­ студии Петр Павлович Предтечин, роя котлован под фундамент своего будущего дома-дачи, вдруг обнаруживает колокол: «Постепенно прощупыва­ лось нечто округлое,холодное, расширяющееся кни­ зу, и стало ясно, что это металл. Предтечин по­ чувствовал, как часто и гулко застучало в груди сердце. <...> А еще через несколько минут Предте­ чин разочарованно понял, что ощупывает неболь­ шой колокол. Тайну, впрочем, несложно было разга­ дать: на фундаменте, где он вчера сидел сЛукавым, в оные времена стояла церковь, и тамошний коло­ кол, ввиду чрезвычайной опасности, перенесли сюда и закопали. Единственное, что сейчас было любо­ пытно, так это время совершения тайной опера­ ции: почти наверняка колокол укрыли тут недав­ но, несколько десятилетий назад, в дни разруше­ ния церкви. Хотя... хотя, размышлял Петр Павло­ вич, произойти такое могло и раньше, в те време­ на, когда почти непрестанными волнами обрушива­ лись на Русь степные и лесные вороги » (Осетров, 1990. С. 362). Сейчас мы бы не сомневались, что герой, если он положительный, тут же передаст колокол цер­ кви, если отрицательный - попытается продать или сдать в лом, но тогда, когда этот рассказ пи­ сался, люди еще были не готовы к таким поступ­ кам, их начинали терзать переживания: а вдруг, сообщив о колоколе людям, « потеряет с таким трудом обретенный, очень удобный, близкий к Москве дачный участок», и принимает решение, что не откроет никому о своей находке: «...зароет колокол и, разумеется, всегда будет со смущенным сердцем вспоминать о нем. Это было все, что он обнаруживал сейчас в своей душе. Является ли его поступок грехом? Да, да и да! Однако и судьба могла бы поступить осмотрительнее, с большей пощадой —и не открывать ему чьи-то святыни» (Осетров, 1990. С. 367). Так и остался лежать в земле предтеченский краеугольный колокол под фундаментом дома- дачи «теперь уже неведомо на сколько лет » (Осет­ ров, 1990. С. 374). А вот найденный в огороде на Царской Даче колокол весом 48 килограммов, отлитый в 1837 году на Ярославском заводе с надписью: «сей ко­ локол изготовлен для Введенского скита Серафи­ ме -Понетаевского монастыря », откопали и верну­ ли на колокольню Понетаевского скита перед Пас­ хой 2005 года. Так радостный, чистый пасхальный звон огласил окрестности Понетаевки, оживив их. Как видим, во всех легендах об ушедших под воду и землю колоколах преобладает мысль об ут­ раченной красивой и счастливой жизни, которую 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz