Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ старой веры, сказал, что есть Кереметь, который может в его болезни помочь, но при этом должен Стенька то село Успенское сжечь, а колокол бро­ сить в озеро. Степан и последовал совету череми­ са. Полегчало ногам, и пошел атаман гулять в Вят­ скую сторону. Гулял, не задумывался, а как пойма­ ли его, мысль пришла. «Видно, —бает, —Бог нака­ зал меня за послушество воли Керемети, за поруга­ ние храма села Успенского ». И наказал он своему дружку да сыну разлюбезному : «Бросьте, —бает, — вы в то озеро Черемберчихское первым делом три бочки с золотом, вторым делом три бочки с сереб­ ром. Не воззвонит ли с той глубины озера колокол, бросайте, любезные мои, до звона хоть единого: не будет звона —так не будет Стенька прощен, а звон будет, так Стенька будет прощен...» И бросали разбойнички золото и серебро до гула колоколь­ ного, а гул тот пришелся как раз в Успеньев день. Поняли: пришло Стеньке прощение. А про ту, куда деньги бросали, план нарисовали с записочкой, в которой говорилось, что тот, кто клад со дна дос­ танет, десятину себе может взять, а девять десятин на построение храма Успенского. Но никто пока тот клад не поднял, а колокол, говорят, каждый год в Успеньев день звенит под водой (Народная про­ за, 1992. С. 124-125). Другая легенда села Оркино. Одно время Сте­ пан Разин жил «...рядом с их селом на горе Камен­ ный двор, поблизости высились две одинаковые гор­ ки поменьше (остроумные местные жители назы­ вают и х ,Девичьи титьки “). Между этими горка­ ми лихие люди натянули цепь и подвесили церков­ ный колокол. Как только здесь проезжали люди с добром, Стенька из засады дергал цепь, и колоколь­ ный гул приглашал братву на грабеж » (Махаев, 2007. С. 197). Можно вспомнить предания и о Млевских монастырях, о Василегородской церкви, о неви­ димом граде на озере Нестиар. Существует мне­ ние, что в подобных легендах о «чудесных сокры­ тиях» проявились наблюдения над оползнями или слухи о каких-либо катастрофических явле­ ниях в земной коре. В народном фольклоре есть сказка о том, как Иван-царевич искал свою матушку Настасью Зо­ лотую Косу, похищенную Вихрем. Когда отыскал и расправился с Вихрем, сел пировать. Тут-то они с матушкой и услышали «невидимую музыку»: гус­ ли звонят, колокольчики переливаются, а где иг­ роки —неведомо. Такой «невидимой музыкой» в наши дни мы и считаем музыку древней Руси. Исчезали колокола в реках и озерах, когда им гро­ зила угроза перейти в руки нечестивых людей, ино­ земных завоевателей или просто разбойников. Чаще люди сами, не желая, чтобы их колокола пленили враги, закапывали их или в землю, или в водах топи­ ли. И затем умолкнувшие таким образом колокола начинали изредка звонить из-под земли или толщи воды, напоминали о скорбных событиях. Существует легенда и о колоколе с довольно странной судьбой, который нашел князь Волкон­ ский во время чистки пруда. Старожилы вспомни­ ли предание, что привез его, неизвестно откуда пре­ жний владелец села князь Лобанов-Ростовский и повесил на здешней колокольне. Но первый же звук его к заутрене разбудил и испугал князя, за что ко­ локол был снят с колокольни и потоплен в пруду. Князь Волконский повесил его на место, и звон этого благовестника стал слышим далеко в окрест­ ности, но вблизи звук его все же оставался резким для слуха, ибо в нем оказалось много серебра. Наверно это единственный случай, когда коло­ кол был поднят из воды. Хотя пруд по большому счету нельзя считать настоящим водоемом. Татьяна Агапкина, кандидат филологических наук, приводит легенду жителей Севера из труда Л. П. Окладникова «Земля бородатых». Будто к северу от береговой линии Ледовитого океана не­ когда находилась обетованная земля, населенная бо­ родатыми великанами. Однажды заблудился один человек и попал в незнакомое село, задержался там, а когда вышел, рассказывал, что во время своего пре­ бывания в «земле бородатых» часто слышал коло­ кольный звон, собиравший в молельню людей (Агапкина, 1997. № 1. С. 94-97, № 2. С. 86-88). В Воронежской области на территории горо­ да Калач, как сообщает Ефремов Эдуард Петро­ вич, корреспондент газеты «Сельская жизнь», на­ ходятся пещеры с подземными храмами. Протя­ жённость ходов - более километра. В XIX веке над пещерами XIV века был построен храм Воз­ несения. Когда в 30-е годы колокола и храмы под­ верглись уничтожению, из этого храма не было вывезено ни одной иконы, в одну ночь исчезли и колокола. Говорят, батюшка смог организовать прихожан, которые всё надёжно спрятали в одной из подземных пещер. 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz