Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА НАД МОРЕМ И ПОД ВОДОЙ остается от того озера. Само же озеро исчезло, теперь на его месте овражек (Оперы Н. А. Рим­ ского -Корсакого, 1976. С. 366). Записал упоминание о подземном колоколь­ ном звоне и русский поэт Алексей Константино­ вич Толстой в драме «Царь Федор Иоаннович». В ней Борис Годунов подземный колокольный звон связывает с бедствиями, должными обрушиться на Россию в скором будущем: Поверьте, есть такое в наших селах, Что церковь в землю некогда ушла, На месте жтом образовалась яма; Церковищем народ ее зовет, И ходит слух, что в тихую погоду Во глубине звонят колокола И клирное в ней пенье раздается. Таким святым, но ненадежным местом Мне Федор представляется. В душе, Всегда открытый недругу и другу, Живет любовь и благость, и молитва, И словно тихий слышится в ней звон. Но для чего вся благость и вся святость, Коль нет на них опоры никакой! Писательница Анна Саакянц в исследовании «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» расска­ зывает легенду, будто бы поведанную Цветаевой некогда самим «Стенькой Разиным», имя кото­ рого берет в кавычки, то есть надо полагать, что эту легенду о Стеньке Разине ей рассказал кто- то из русских мужиков: «А теперь я вам, барыш­ ня, за труды за ваши, сказ один расскажу — про город подводный. Я еще махоньким был, годочке по восьмом, — отец сказывал. Будто есть где-то в нашей русской земле озе­ ро, а на дне озера того — город сохранен: с церква­ ми, с башнями, с базарами —с амбарами. (Внезап­ ная усмешка). А каланчи пожарной — не надо: кто затонул — тому не гореть! И затонул будто бы тот град по особому случаю. Нашли на нашу землю татары, стали дань собирать: чиста злата крес­ тами, чиста серебра колоколами, честной крови- плоти дарами. Град за градом, что колос за коло­ сом, клонятся:ключми позвякивают, татарам под­ дакивают. А один, вишь, князь — непоклонлив был: „Не выдам я своей святыни — пусть лучше кровь моя хлынет, не выдам я своей Помоги — отрубите мнеруки и ноги!“Слышит —уж недалече рать: то­ пота великие. Созывает он всех звонарей городских, велит им изо всей силы-мочи напоследок в колокола взыграть: татарам на омерзение, Господу Богу на прославление. Ну —и постарались тут звонарики! Меня вот только, молодца, не было... Как вдарят! Как грянут! Аж вся грудь земная — дрогом пошла! И поструились, с того звону, реки чиста-сереб- ра: чем пуще звонари работают, тем круче те реки бегут. А земля того серебра не принимает, не впи­ тывает. Ужпо граду ни пройти-ни проехать, од­ ноэтажные домишки с головой под воду ушли, толь­ ко Князев дворец один держится. А уж тому зво­ ну в ответ — другие звоны пошли: рати поганые подступают, кривыми саблями бряцают. Взоб­ рался князь на самую дворцовую вышку — вода по грудь —стоит с непокрытой головой, звон по куд­ рям серебром текет. Смотрит: под воротами- то —тьма! Да как зыкнет тут не своим голосом: —Эй, вы, звонарики-сударики! Только чего сказать-то он им хотел - никто не слыхал! И городу того боле - никто не видал! Ворвались татары в ворота —ровень — гладь. Одни струйки меленькие похлипывают... Так и затонул тот город в собственном звоне» (Саакянц, 1999. С. 141-142). Что касается Степана Разина, существует рус­ ское предание о том, как однажды он затопил в озе­ ре большой колокол села Успенского. Позже, рас­ каявшись, и желая замолить свой тяжкий грех, ве­ лел в воду в то место, где якобы лежал колокол, бросать бочки золота и серебра до тех пор, пока колокол не зазвонит, мол: не будет звона —не бу­ дет и Стенька прощен, а появится звон - простит­ ся Стеньке грех. По преданию колокол, зазвонив в праздник Успения Пресвятой Богородицы, «про­ стил» разбойника (Агапкина, 1997. № 1. С.94-97. №2 . С. 86-88). Вообще о Разине, как оказалось, существует не одно предание, связывавшее его с колоколами. Например, в книге «Народная проза» записана ле­ генда «Клад Разина за колокол», в которой гово­ рится о том, что по приезду в черемисское село слу­ чилось ему заболеть, да так, что на ногах откры­ лись давнишние раны. Обратился Стенька к попам с Успенского села, что на Черемберчихе, молить о его здравии Бога. Трое суток попы молили, но лег­ че атаману не стало. И пришел к Стеньке черемис 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz