Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Тишина. Заонежье Художник Борис Щербаков 1979 г. ных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить —здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надеж­ да. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попистит Господь утопить...» (Солженицын, 1999. С. 609-610). В селе Ратьмир Коломенского уезда, по сооб­ щению Н. И. Оловянишникова, в прежние време­ на будто произошел провал, поглотивший под зем­ лю церковь вместе с колокольней и колоколами. И образовалось на месте этом болото, из которого слышался звон прежнего колокола. Скорее всего, предание о провале принадлежа­ ло глубокой древности, так как один из поздних колоколов этого села старше многих московских. И вылиты на нем крокодилы, единороги, а кругом, пониже ушей, надпись: «Лета 7065 [1557], Марта 12, на память преподобного отца нашего Феофа­ на, при державе Царства Великого Князя Ивана Ва­ сильевича Всея Руси, и при Архиепископе Пимине Великаго Нова-города и Пскова, а лил колокол Иорь Иульян». Н. И. Оловянишников писал, что при описании этого колокола Иванчиным-Писаревым имеется следующая запись: «Эта надпись выводит загадку о прежней значительности села Ратьмира, о соот­ ношениях его с Новгородом и о судьбе колокола. Не увезен ли был этот колокол в 1570 году вме­ сте с несколькими новгородцами царем Иоанном IV, по совершении им губительного путешествия в этот город и его область, которых храмы были им обобраны?История повествует о снятии им коло­ колов. Тогда и означенный святитель сделался жер­ твою царского гнева. Не принадлежал ли тогда Ратьмир одному из важных опричников, и этот новгородский благовестит не был ли даром Иоан­ на? Он пережил несколько здешних деревянных ко­ локолен: последняя построена вместе с храмом в 1779 году » (Оловянишников, 2003). Еще в одной легенде, записанной в 1946 году в деревне Мелекса Новоладожского района Ленин­ градской области близ деревни Столбово, где не­ когда со шведами был заключен Столбовский мир, и неподалеку от Печор —лабиринтов, где местное население скрывалось от врагов, рассказывается о том, что во время одного из вражеских набегов цер­ ковь вместе с землей опустилась и над ними обра­ зовалось озеро. Местные жители старшего поко­ ления говорят, что часовня и поныне в том месте стоит, строилась в память этого чуда великого и что хоть и небольшой водоем близ нее, но все еще 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz