Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Затопленная Никольская церковь в Калязине (после затопления Углического водохранилища) Художник Геннадий Сотсков I Я предметах. Ну, а в настоящее время звон прекра­ тился, потому-де, что люди стали грешить и не­ достойны слышать святой звон погребенных коло­ колов со священными вещами» (Предания Русского Севера, 1991. С. 155). Чаще затопленные колокола, как в Европе, так и в России, облекаются в форму повествования о тех или иных событиях отечественной истории, реже мифическую. В предании «Затонувший колокол», записан­ ном от 3. К. Мехниной, говорится о том, что неда­ леко от деревни Гридино есть местечко, где когда- то было селение Сондручей, и стояла в нем цер­ ковь, а когда набежали паны и финны, задрожала земля. «Паны порубили народ, сожгли строения, а колокол (очень большого размера) утопили в море. В прежнее время за ушко колокола завязывали край сети. Иногда эту верхушечку было невозможно най­ ти, так как ее замывало песком моря». Колокол не просто затопили, под него подвязали самую краси­ вую девушку, которая с ним и погибла (Северные предания, 1978. С. 99-100). В предании «Колокол церкви Городца» запи­ сано, что «Вместе с другим таким же колоколом он приплыл к берегу местной реки и зазвонил. Но так как священник и прихожане медлили крестным хо­ дом идти, то оба колокола стали опускаться в воду, и когда прибыл крестный ход к берегу, один коло­ кол уже скрылся в воде, а другой виден был лишь наполовину. Немедленно закинули сети и вытащи­ ли колокол, но при всехусилиях, немогли вытащить другого, который, как нужно думать, скоро отплыл дальше» (Народная проза, 1992. С. 488). Легенд об ушедших под землю или воду сел, городов, церквей, монастырей в России великое множество. Вспомним хотя бы известные: Белово­ дье «Опоньсковское царство», «Анапу», «Орехо­ вую землю» (Агапкина, 1997. № 1. С. 94-97. № 2. С. 86-88). Или вот легенда Волжских подземелий: в Мо­ настырской горе, говаривали бурлаки, в престоль­ ные праздники частенько из глубин земли слышал­ ся торжественный утренний и вечерний звон. Сто­ пами своих босых ног они ощущали еле уловимое дрожание земли. Причем перезвон и три сильных подземных колокольных удара раздавались почти одновременно с ударами колокола на звоннице Ши­ ряевской церкви (Павлович, Ратников, 2001. С. 148). 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz