Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Затопленная Никольская церковь в Калязине (после затопления Углического водохранилища) Художник Геннадий Сотсков I Я предметах. Ну, а в настоящее время звон прекра тился, потому-де, что люди стали грешить и не достойны слышать святой звон погребенных коло колов со священными вещами» (Предания Русского Севера, 1991. С. 155). Чаще затопленные колокола, как в Европе, так и в России, облекаются в форму повествования о тех или иных событиях отечественной истории, реже мифическую. В предании «Затонувший колокол», записан ном от 3. К. Мехниной, говорится о том, что неда леко от деревни Гридино есть местечко, где когда- то было селение Сондручей, и стояла в нем цер ковь, а когда набежали паны и финны, задрожала земля. «Паны порубили народ, сожгли строения, а колокол (очень большого размера) утопили в море. В прежнее время за ушко колокола завязывали край сети. Иногда эту верхушечку было невозможно най ти, так как ее замывало песком моря». Колокол не просто затопили, под него подвязали самую краси вую девушку, которая с ним и погибла (Северные предания, 1978. С. 99-100). В предании «Колокол церкви Городца» запи сано, что «Вместе с другим таким же колоколом он приплыл к берегу местной реки и зазвонил. Но так как священник и прихожане медлили крестным хо дом идти, то оба колокола стали опускаться в воду, и когда прибыл крестный ход к берегу, один коло кол уже скрылся в воде, а другой виден был лишь наполовину. Немедленно закинули сети и вытащи ли колокол, но при всехусилиях, немогли вытащить другого, который, как нужно думать, скоро отплыл дальше» (Народная проза, 1992. С. 488). Легенд об ушедших под землю или воду сел, городов, церквей, монастырей в России великое множество. Вспомним хотя бы известные: Белово дье «Опоньсковское царство», «Анапу», «Орехо вую землю» (Агапкина, 1997. № 1. С. 94-97. № 2. С. 86-88). Или вот легенда Волжских подземелий: в Мо настырской горе, говаривали бурлаки, в престоль ные праздники частенько из глубин земли слышал ся торжественный утренний и вечерний звон. Сто пами своих босых ног они ощущали еле уловимое дрожание земли. Причем перезвон и три сильных подземных колокольных удара раздавались почти одновременно с ударами колокола на звоннице Ши ряевской церкви (Павлович, Ратников, 2001. С. 148). 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz