Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ тёшь, как прежде,/И все народы ахнут, насколько ты сильна»1. В истории известен и факт: когда в Кронштадте разбирали старый корабль, деревянные части кото­ рого крепились медными болтами, один тряпичник послал туда своих людей, приказав скупать все бол­ ты, которые затем и пожертвовал на колокол. Самые старые судовые колокола, сохраненные и выставленные на обозрение в Стокгольмском Го­ сударственном морском историческом музее, отно­ сятся ко второй половине XVII века. Самый древ­ ний из них датирован 1677 годом. Но на семь лет старше его есть колокол в музее графства Калмар в Швеции, который считается «дедушкой» корабель­ ных колоколов этой страны. В 1980-м он был под­ нят из вод Балтийского моря с остатков шведского военного судна «Кронан». Лучшей коллекцией су­ довых колоколов располагает Национальный мор­ ской музей в Великобритании (Гринвич), музей в Гданьске в Польше и Музей южной улицы морско­ го порта в Нью-Йорке в США. В России интерес­ ное собрание морских колоколов находится в Санкт- Петербурге в Центральном военно-морском музее. Около сорока экземпляров судовых колоколов хра­ нится в коллекции колоколов Архангельского госу­ дарственного музея и других (Морской энциклопе­ дический справочник, 2004. С. 8 -9 ). ЗАТОНУВШИЕ КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛА, ПРЕДАННЫЕ ЗЕМЛЕ Существуют на Мурмане литературные свиде­ тельства, к примеру, —легенда о «Затонувшем ко­ локоле Коккова монастыря» в деревне Кандалакше, которую впервые записал в XIX веке путешество­ вавший по Кольской земле В. И. Немирович-Дан­ ченко. Затем она с некоторыми подробностями и до­ бавлениями была записана еще дважды (Предания Русского Севера, 991). В ней рассказывается о бога­ той обители древнего Коккова монастыря. В 1854 году английский флот явился в Белое море, и часть вражеских судов остановилась против Кандалакши. Иноки скот угнали в горы, а заветную святыню — дивного звона серебряный колокол —ночью сняли с колокольни и с молитвами опустили в Ниву реку. Много раз после ухода врага монахи и рыбаки пытались достать заветное сокровище, но это ни­ кому не удавалось. С каждым годом колокол ухо­ дит все глубже, так что надежды на его возвраще­ ние уже почти не осталось (Предания Русского Се­ вера,1991. С. 153). «И пошел с той поры у стари- 1Поливцева И. «Двухтысячная осень на Баренцевом море...» ...Из дивных градов затонувших Несется звон колоколов, Так отголоском дней минувших Звучит напев знакомых слов. О. Я. Чумина ков завет — беспременно колокол вытащить. Как его опять на колокольню здынут, да звоном своим серебряным он зазвенит — тут все снова по-ста- рому и пойдет » (Предания Русского Севера, 1991. С 153-154). Простой ли то был колокол, затопленный в Ниве реке? Краевед, историк, профессор Мурман­ ского педагогического университета Иван Федо­ рович Ушаков указывал, что в писцовой книге 1574 года сказано, что в церкви Рождества Пре­ чистой Богородицы Кандалакшского монастыря имелись образы, книги да один колокол — дар «...царя и великого князя, а три колокола поста­ вил строитель того же монастыря». Далее Иван Федорович, опираясь на запись, сделанную в мар­ те 1611 года, пишет, что, несмотря на разгром оби­ тели в мае 1589 года, царский колокол уцелел. Легенда о затопленных в Ниве колоколах появи­ лась уже после Крымской войны, когда англича­ не дважды вторгались в Кандалакшу (Ушаков, 1998. Т. 2. С. 352-353). 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz