Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ много денег с условием, что будут бить в этот колокол ежедневно в шесть часов утра, дабы мог его услышать каждый путник. В Бельгии, в городе Антверпене, один коло кол оповещал о начале и конце рабочего дня, другой сообщал об открытии и закрытии город ских ворот и, соответственно, об открытии и зак рытии всех питейных заведений. Был колокол, звон которого служил знаком для бедняков, он звонил во время раздачи торфа. Еще один коло кол подавал сигнал об открытии и закрытии бир жи. Бил и монастырский колокол, призывая «...братию на послушание вынимать из печей обо жженный кирпич» (Личутин, 1996. Книга 2. С. 240). В швейцарском городе Берне внутри колокола находилась так называемая Красная книга — внутри на колоколе выгравировывались имена всех казненных. А в швейцарском Лозаннском соборе висел колокол по имени Милосердие, на путствовавший осужденного. Что касается Бон на, там Колокол Чистоты подавал сигнал для уборки улиц, болгарский Пивной колокол в Гданьске оповещал любителей пива об открытии питьевых заведений. Колокол позора ганзейских городов звонил о банкротстве купца. В городской суд созывал людей кельнский Кровавый колокол. В Риге в церкви святого Якоба колокол находит ся не снаружи, а внутри здания, и по легенде начи нает звонить, когда мимо церкви проходит невер ная жена, за что и прозван Колоколом Грешниц. В настоящее время колокола ратуши будут оглашать Собачий Колокол. Бирма Старую Ригу латышской мелодией Riga dimd каж дые 3 часа. По замыслу властей, это должно стать визитной карточкой латышской столицы. Воротный колокол подавал голос при закры тии ворот, а Сонный колокол указывал время сна. Известная русская советская поэтесса Анна Ахматова в стихотворении «Широко распахну ты ворота» запечатлела «...тяжелый колокол Мазепы», гудящий над Софийской площадью. Помнит история и страшные события, связанные с колоколами, когда под них сажали осужденных и в качестве пытки умерщвляли колокольным звоном. По этому поводу обратимся к Роберту Ван Гулику и его детективу «Скелет под колокола ми». Судья Ди и его помощники, расследуя дело об убийстве, приходят на территорию храма Со вершенной Мудрости, где они видят большой храмовый колокол, лежащий на площадке. В этих местах существовало обыкновение, когда нет мо нахов, снимать его со стропил во избежание не счастных случаев. Осматривая колокол, судья сказал своим спутникам: «— Иной раз слышишь любопытные истории об этих тяжелых бронзо вых колоколах... Пока мы здесь, наверное, стоит убедиться, что этот не скрывает ничего преступ ного под своими стенками!» (Гулик, 1993. С. 455). Заглянув под колокол, детективы обнаружи вают «...на покрытых пылью и различным мусо ром плитах лежал человеческий скелет». Судья замечает своим друзьям, что «этот несчастный еще жил, когда его бросили под колокол. Его об рекли на смерть от голода. Какая ужасная кон чина!» (Гулик В.Г. 1993. С. 457). Существует еще один колокол под названи ем Колокол чувств (1990). Идея оформления его принадлежит датскому художнику Эрику Андер сену. Назван колокол так потому, что «...каждый из 9 цветов, в которые он окрашен, представля ет определенное чувство человека: черный — боль, белый — покой, сиреневый — ностальгию, крас ный — любовь, фиолетовый — пессимизм, зеле ный — оптимизм, серый —растерянность, голу бой — одиночество, желтый —гнев. Каждому цве ту соответствует свой звук и тон, извлечь кото рый можно определенным молотком. Колокол под вешен в раме, напоминающей формой купол собо ра. Свою идею художник выразил так: „Этот ко локол посвящен основным человеческим чувствам и устроен таким образом, чтобы 9 личностей смогли его использовать одновременно и, возмож но, достичь гармонии“» (Амоша, 2006. С. 6 -7 ). 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz