Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ много денег с условием, что будут бить в этот колокол ежедневно в шесть часов утра, дабы мог его услышать каждый путник. В Бельгии, в городе Антверпене, один коло­ кол оповещал о начале и конце рабочего дня, другой сообщал об открытии и закрытии город­ ских ворот и, соответственно, об открытии и зак­ рытии всех питейных заведений. Был колокол, звон которого служил знаком для бедняков, он звонил во время раздачи торфа. Еще один коло­ кол подавал сигнал об открытии и закрытии бир­ жи. Бил и монастырский колокол, призывая «...братию на послушание вынимать из печей обо­ жженный кирпич» (Личутин, 1996. Книга 2. С. 240). В швейцарском городе Берне внутри колокола находилась так называемая Красная книга — внутри на колоколе выгравировывались имена всех казненных. А в швейцарском Лозаннском соборе висел колокол по имени Милосердие, на­ путствовавший осужденного. Что касается Бон­ на, там Колокол Чистоты подавал сигнал для уборки улиц, болгарский Пивной колокол в Гданьске оповещал любителей пива об открытии питьевых заведений. Колокол позора ганзейских городов звонил о банкротстве купца. В городской суд созывал людей кельнский Кровавый колокол. В Риге в церкви святого Якоба колокол находит­ ся не снаружи, а внутри здания, и по легенде начи­ нает звонить, когда мимо церкви проходит невер­ ная жена, за что и прозван Колоколом Грешниц. В настоящее время колокола ратуши будут оглашать Собачий Колокол. Бирма Старую Ригу латышской мелодией Riga dimd каж­ дые 3 часа. По замыслу властей, это должно стать визитной карточкой латышской столицы. Воротный колокол подавал голос при закры­ тии ворот, а Сонный колокол указывал время сна. Известная русская советская поэтесса Анна Ахматова в стихотворении «Широко распахну­ ты ворота» запечатлела «...тяжелый колокол Мазепы», гудящий над Софийской площадью. Помнит история и страшные события, связанные с колоколами, когда под них сажали осужденных и в качестве пытки умерщвляли колокольным звоном. По этому поводу обратимся к Роберту Ван Гулику и его детективу «Скелет под колокола­ ми». Судья Ди и его помощники, расследуя дело об убийстве, приходят на территорию храма Со­ вершенной Мудрости, где они видят большой храмовый колокол, лежащий на площадке. В этих местах существовало обыкновение, когда нет мо­ нахов, снимать его со стропил во избежание не­ счастных случаев. Осматривая колокол, судья сказал своим спутникам: «— Иной раз слышишь любопытные истории об этих тяжелых бронзо­ вых колоколах... Пока мы здесь, наверное, стоит убедиться, что этот не скрывает ничего преступ­ ного под своими стенками!» (Гулик, 1993. С. 455). Заглянув под колокол, детективы обнаружи­ вают «...на покрытых пылью и различным мусо­ ром плитах лежал человеческий скелет». Судья замечает своим друзьям, что «этот несчастный еще жил, когда его бросили под колокол. Его об­ рекли на смерть от голода. Какая ужасная кон­ чина!» (Гулик В.Г. 1993. С. 457). Существует еще один колокол под названи­ ем Колокол чувств (1990). Идея оформления его принадлежит датскому художнику Эрику Андер­ сену. Назван колокол так потому, что «...каждый из 9 цветов, в которые он окрашен, представля­ ет определенное чувство человека: черный — боль, белый — покой, сиреневый — ностальгию, крас­ ный — любовь, фиолетовый — пессимизм, зеле­ ный — оптимизм, серый —растерянность, голу­ бой — одиночество, желтый —гнев. Каждому цве­ ту соответствует свой звук и тон, извлечь кото­ рый можно определенным молотком. Колокол под­ вешен в раме, напоминающей формой купол собо­ ра. Свою идею художник выразил так: „Этот ко­ локол посвящен основным человеческим чувствам и устроен таким образом, чтобы 9 личностей смогли его использовать одновременно и, возмож­ но, достичь гармонии“» (Амоша, 2006. С. 6 -7 ). 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz