Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Привожу предание, записанное от Л. И. Григо­ рьева из Каргополя, под названием «Колокол». Так называется место, на котором когда-то стояла зас­ тава и висел колокол. Стрельцы на заставе призва­ ны были охранять суда и лодки, которые шли из Чарского озера из Вожже-озера, то есть со сторо­ ны Москвы на Север, «...суда, часто входя, вкаты­ ваясь в наше Лаче, попадали в так называемый пол­ зучий туман». Так вот, чтобы суда не заблудились в тумане или не попали под грабеж разбойников по решению воеводы и был повешен колокол и за­ щита - стрельцы. Гребные суда шли на звук коло­ кола и получали первую защиту и первую верную ориентировку, как им ехать дальше. (Северные пре­ дания, 1978. С. 107). Подобные колокола поморы называли «ве­ щунами». Ксения Петровна Гемп рассказывала: «В... туманные дни рыбачьи лодки, заблудившие­ ся в шхерах прибрежных островов, находили до­ рогу домой по призывному колокольному звону и мерцанию огонька на звоннице » (Колокола, 1990. С. 197-198). У Бориса Шергина рассказ «Гость с Двины» начинается с описания подобного туманного мес­ та: «В Мурманском море, на перепутье от Русского берега к Варяжской горе, есть смятенное место. По водою гряды камней, непроглядный туман, и над всем, над всем: над шумом прибоя, над плачем гага- Колокола храма Спаса на водах в Мурманске Фото Е. Коваленко ры и криками чайки - звучал здесь некогда нескон­ чаемый звон. Заслышав этот звон, остерегательный и сбе­ регательный, русские мореходы говорили: — Это колокол — варяжская честь. Варяжане спорили: — Нет, этот колокол —русская честь. Это го­ лос русского гостя Андрея Двинянина » (Шергин, 1989. С. 241). Чтобы узнать, кто такой Андрей Дви- нянин и варяженин и следует дальнейший рассказ. Встретилась однажды Андреева дружина со скан­ динавским кораблем. Хозяин корабля предлагает дружине взять деньги Андреевы, но те отказыва­ ются, хотят, чтобы на них была память об Андрее сотворена, говорят скандинавам: «Наша Двина хо ­ дит промышлять рыбу в Западный Мурман, близ Бусой салмы. Это место вы, скандинавы, зовете „Жилище туманов“, и Андрей мечтал учредить здесь остерегательный звон. — Быть по сему, —отозвался варяжанин. —Я в эту же зиму вылью колокол и весной, на троицу, привезу кораблем. — Быть по сему, — отвечали двиняне. — Мы явимся на Мурман раньше тебя и к троицину дню возведем на Бусой вараке столп-звонницу. Еще кла­ дем на тебя заповедь, государь варяженин. По обо­ ду, по краю колокола, вылей сей стих: „Малый ус­ тав преступив, исполнил великую заповедь “. 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz