Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Привожу предание, записанное от Л. И. Григо рьева из Каргополя, под названием «Колокол». Так называется место, на котором когда-то стояла зас тава и висел колокол. Стрельцы на заставе призва ны были охранять суда и лодки, которые шли из Чарского озера из Вожже-озера, то есть со сторо ны Москвы на Север, «...суда, часто входя, вкаты ваясь в наше Лаче, попадали в так называемый пол зучий туман». Так вот, чтобы суда не заблудились в тумане или не попали под грабеж разбойников по решению воеводы и был повешен колокол и за щита - стрельцы. Гребные суда шли на звук коло кола и получали первую защиту и первую верную ориентировку, как им ехать дальше. (Северные пре дания, 1978. С. 107). Подобные колокола поморы называли «ве щунами». Ксения Петровна Гемп рассказывала: «В... туманные дни рыбачьи лодки, заблудившие ся в шхерах прибрежных островов, находили до рогу домой по призывному колокольному звону и мерцанию огонька на звоннице » (Колокола, 1990. С. 197-198). У Бориса Шергина рассказ «Гость с Двины» начинается с описания подобного туманного мес та: «В Мурманском море, на перепутье от Русского берега к Варяжской горе, есть смятенное место. По водою гряды камней, непроглядный туман, и над всем, над всем: над шумом прибоя, над плачем гага- Колокола храма Спаса на водах в Мурманске Фото Е. Коваленко ры и криками чайки - звучал здесь некогда нескон чаемый звон. Заслышав этот звон, остерегательный и сбе регательный, русские мореходы говорили: — Это колокол — варяжская честь. Варяжане спорили: — Нет, этот колокол —русская честь. Это го лос русского гостя Андрея Двинянина » (Шергин, 1989. С. 241). Чтобы узнать, кто такой Андрей Дви- нянин и варяженин и следует дальнейший рассказ. Встретилась однажды Андреева дружина со скан динавским кораблем. Хозяин корабля предлагает дружине взять деньги Андреевы, но те отказыва ются, хотят, чтобы на них была память об Андрее сотворена, говорят скандинавам: «Наша Двина хо дит промышлять рыбу в Западный Мурман, близ Бусой салмы. Это место вы, скандинавы, зовете „Жилище туманов“, и Андрей мечтал учредить здесь остерегательный звон. — Быть по сему, —отозвался варяжанин. —Я в эту же зиму вылью колокол и весной, на троицу, привезу кораблем. — Быть по сему, — отвечали двиняне. — Мы явимся на Мурман раньше тебя и к троицину дню возведем на Бусой вараке столп-звонницу. Еще кла дем на тебя заповедь, государь варяженин. По обо ду, по краю колокола, вылей сей стих: „Малый ус тав преступив, исполнил великую заповедь “. 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz