Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА НАД МОРЕМ И ПОД ВОДОЙ [®»ИМЙ <ь«' -'Т Рында на корабле «Адмирал Владимирский» Фото Н. Большаковой Эти цветы падали потом в море, как дождь с неба, и вода была совершенно усеяна венками вок­ руг скалы, где не росло ни травы ни мху. Колокол, назначенный к тому, чтобы спасать плавателей от гибели, был окроплен святой водою. Между тем как песни сживейшею благодарно­ стью вознеслись к небу, налетел ветер и колокол запрыгал и звуки его возбудили громкие рукоплес­ кания, потому что эти звуки теперь уничтожили всю опасность скалы для плавателей» (Оловяниш­ ников, 2003. С. 360-361). Лев Скрягин рассказывает о гибели парохода «Султанша» на Миссисипи, который унес почти две тысячи человеческих жизней, и воспоминания спасшегося солдата по фамилии Зейзер: «Перед взрывом он спал на носовой палубе под судовым ко­ локолом. Его рассказ был краток: „Раздался взрыв. На палубу рухнула правая дымовая труба парохо­ да. Она угодила в судовой колокол. Половина его откололась и размозжила голову сержанту Смиту, который спал рядом с нами. От ужаса я прыгнул за борт». Автор также указывает, что «в центре Лондона, в главном зале всемирно известной стра­ ховой корпорации Ллойда, висит бронзовый судо­ вой колокол. С количеством ударов этого колокола, который именуется колоколом „Лютина “, страхов­ щики „Ллойда “больше ста лет назад порешили так: два удара — хорошие вести, один удар —плохие ве­ сти или важное объявление» (Скрягин, 1996. С. 33). Рында с подводной лодки Северного флота Б-396. Музей подводного флота России Борис Поляков повествует о том, как ждали колокольного звона мореходы, и как колокольным звоном Кола встречала своих родных домой: « — Бом-м! Бом-м! Бом-м! Кир слушал, как навстречу плыл приветствен­ ный звон, видел, как бежали из крепости люди, со­ бираясь на берегу, на узком причале. ... Почти целый день не умолкал колокол. Под­ ходили к Кольской крепости юркие шняки ираныли- ны, тяжелые лодьи и легкие на ходу шхуны: с про­ мысла возвращались поморы. Загорелые под неза­ ходящим солнцем, просоленные ветрами, возвраща­ лись довольные: осталось позади трудовое лето » (Поляков, 1983. С. 39,45). В истории известны и звонницы, строящиеся на самых высоких возвышенностях, удары колоколов на которых также подавали сигналы кораблям. На Соловках у церкви Вознесения Господня «над колокольнею находится деревянная глава... а поверху главы устроен деревянный фонарь со стек­ лом, который служитмаяком». Рейнеке упоминает при маяке на Мыс-Острове башенку с колоколом, «который звонит во время тумана». Эту же функцию выполняла и звонница Петропавловской церкви Чёлмужского погоста. В. П. Орфинский пишет, что в «...туманные дни ры­ бачьи лодки, заблудившиеся в шхерах прибрежных островов, находили дорогу домой по призывному ко­ локольному звону и мерцанию огонька на звоннице». Рында на теплоходе «Ленин» 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz