Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Водолазный колокол. Иллюстрация к древнему фантастическому повествованию о подвигах Александра Македонского Вслед за поплавком вынырнул и торжествую­ щий Лёшка» (Брусникин А. 2007. С. 486). В средние века искусство водолазов ушло в заб­ вение. Вспомнили о нем и стали возрождать толь­ ко в XVI веке. И вновь возник водолазный коло­ кол: это были трубка и деревянная бочка, которые с годами усовершенствовались. В начале XVIII ве­ ка на флоте появились штатные водолазы, ремон­ тировавшие в водолазных колоколах подводные части кораблей. Колокол крепился специальными заклепками к плечам водолаза, а воздух в него по­ давался ручным насосом. В 1829 году русским ме­ хаником Гаузеном было предложено водолазное снаряжение, в котором человек мог находиться под водой несколько часов, состоявшее из медного шлема (колокола) с окошком и костюма из непро­ мокаемой ткани (Орлова, 2000. С. 247-250). Известный историк и писатель ГДР Хельмут Ханке писал, что еще Аристотель упоминал о брон­ зовом водолазном колоколе, который его ученик, Александр Македонский, при взятии Тира собирал­ ся применить в 332 до н. э. .«Когда галерная эскадра римского императора Люция Септимиуса Севера во II в. н. э. блокировала гавань Византии, защитники города атаковали ее с помощью водолазных колоко­ лов, которые в Северной Европе стали известнылишь в XVI в.» (Ханке X. 1976. С.170). Ханке считает, что водолазный колокол это хоть и примитивный, но уже «эмбрион» подводной лодки. Существовали и на берегу сооружения со сто­ рожевыми колоколами. Н. И. Оловянишников приводит пример с установкой на скале Тейского колокола из романа В. Гюго «L hommegui rie»: «Этот крестный ход был учрежден для того, что­ бы собрать деньги, необходимые городскому началь­ ству на исполнение плана, предложенного искусней­ шим из пертских моряков, и самые бедные люди лишали себя насущного хлеба, чтобы участвовать в этом предприятии, которое обещало столько бла­ га в будущем. Дело в том, что на скале хотели повесить боль­ шой колокол, так, чтобы малейший порыв ветра приводил его в движение и, звоня, предупреждал бы плавателей о буре, еще не наступившей, и о бли­ зости страшного камня. <...> —Ну, так вы, мейнгер Мек-Элайз, приеха­ ли, чтобы купить знаменитый утрехтский коло­ кол и повесить его на этой проклятой скале? Дело доброе. Вы знаете, я сам пострадал от нея. После я опять разбогател и молю святаго Антония, что­ бы и другие были не беднее меня. Но ведь колокол будет стоить не малого: иначе и нельзя, потому что вес-то в нем огромный. — Мы готовы заплатить за него, что вам бу­ дет угодно, мистер ван-дер-Маклин, — отвечал Мек-Элайз. — Однако ж, как вы покупаете его на доброе дело, то и я хочу в нем участвовать; я ничего не потребую за работу; заплатите мне только за ме­ талл... <...> Однажды, в тихое, прекрасное утро бес­ численное множество открытых шлюпок, под па­ русами, с аллегорическими хоругвями, расписанны­ ми, вышитыми, покрытыми национальными и цехо­ выми девизами, отчалили от абербротвейкского берега и длинною вереницей потянулись к скале... Андрус Мек-Элайз со своими работниками, ко­ торые должны были повесить колокол, вскарабкал­ ся на скалу перед глазами трепещущей толпы. Про­ шел час в тревожном ожидании; потом, по ­ средством колес и канатов, огромная медная мас­ са начала подыматься посреди лесов, вделанных в скалу, и благословения толпы, вместе с цветочны­ ми венками, взлетели на воздух. 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz