Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА НАД МОРЕМ И ПОДВОДОЙ его помещениям, непрестанно звоня в судовой ко­ локол. Моряки считают, что несчастья начнут пре­ следовать тот корабль, чей колокол был расколот, неисправен или по какой-то причине забыт в пор­ ту. Существовало и такое поверье, что корабль, который вез краденые колокола, никогда не уви­ дит берега, что не касалось трофейных колоколов, взятых во время военных действий. Все чаще и чаще в 20-е годы XX века случалось так, что у мастеров колокольного литья не было привычных традиционных заказов на колокола для церквей, и тогда они стали переходить на литье колоколов сигнальных. Известен сигнальный ко­ локол валдайского мастера Г. Андреева (1929 г.). Нередко судовые колокола являлись настоящим произведением искусства, оформленные на наруж­ ной поверхности оригинальным декором. Иногда мастера на колоколах указывали название кораб­ ля, год его постройки. В 30-х годах колокольное производство в России прекращается совсем. В со­ ветское время корабельные колокола производи­ ли на заводе «Кама» в городе Перми по специаль­ ным заказам, на Валдайском механическом заводе и в Улан-Уде. Судовые колокола отливались по ве­ личине —наружный диаметр основания которых со­ ставлял: 205 мм, 325 мм, 400 мм; вес —6,6 кг, 25,0 кг и 46,0 кг; производились из латуни или из колоколь­ ной оловянной бронзы (Колокола, 1993. С. 197-198). В стихотворении Николая Рубцова «В океане» как раз упоминается рында: Забрызгана крупно и рубка, и рында, Но час отправления дан! Мелодичный перезвон судовых колоколов в книге «Законы моря» Георгия Кононовича невоз­ можно вспоминать без волнения, столь он оказы­ вается романтичен. Бывает, «..люди ученые возму­ щаются, когда судовой колокол называют рындой. Действительно, никто не скажет на судне матро­ су: „Подрайте судовой колокол “. Скажут: „Подрай- те рынду “. А „рында булинь “? Никто никогда не произнес „колокол булинь“. Да пусть судовой коло­ кол именуется рындой. Лишь бы звучал. Ведь это своего рода символ принадлежности к морю» (Ко- нонович, 1996. С. 139). На торговых судах XIX и XX веков судовой колокол крепили по-разному: на фока-штаге, на пал-битенге брашпиля, у среза бака. Во время подъе­ ма якоря боцман ударами в колокол сообщал на ют о количестве смычек якорной цепи в воде. Плете­ ный кончик, привязанный к языку колокола, назы­ вается рында-булинь. Это единственная снасть на корабле, которая часто тянется, но никогда не кре­ пится (Военно-морской словарь, 1990. С. 376). Существовал даже так называемый водолаз­ ный колокол, изобретенный в незапамятные вре­ мена. Сначала это была простая деревянная бочка, перевернутая вверх дном, в которую спускающий­ ся под воду водолаз подныривал так, чтобы голо­ вой непременно быть в бочке, где мог свободно дышать. Брусникин Анатолий в романе «Девятный Спас», действия которого происходят в XVII веке, описывает погружение своих героев как раз в по­ добном водолазном колоколе: « Дубовая тренога, именуемая лебедью, была увенчана вагой — подо­ бием длинной шеи, к которой на толстой цепи кре­ пилась перевёрнутая кверху дном двухсотведёрная бочка. В неё с четырёх сторон были врезаны стек­ лянные окошки, а понизу торчали массивные ма­ ленькие колёса. В этом чудо-домике вместо пола была прочная деревянная крестовина, где могли стоять два человека. Кормило могло поворачивать колёса в любом направлении. Сей снаряд, предназначенный для подводного катания, Ильша окрестил „водоходом“.Лебедь дол­ жна была подвесить бочку над прудом; вага опус­ кала водоход; подвешенные грузила утягивали его на дно, удерживая в стоячем положении —чтоб не ушел воздушный пузырь. По Илъшиному расчёту двухсот ведер воздуха, содержащегося в ёмкости, ему и Алёшке должно было хватить на час-полто- ра, после чего приставленному к лебеди Дмитрию полагалось поднимать весь снаряд на поверхность» (Брусникин, 2007. С. 485). Водолаз давал знать о своём подъеме подве­ шенным к цепному шкиву колокольчиком: «...на третьем ныре, подальше и поправее, колокольчик вдруг затрезвонил раньше времени — отчаянно. Митя испугался, не стряслось ли беды, и хотел уж шлёпнуть вороного по крупу, чтоб тянул со всей мочи. Но тут из воды выпрыгнул поплавок — наду­ тый воздухом кожаный пузырь. 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz