Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА НАД МОРЕМ И ПОДВОДОЙ его помещениям, непрестанно звоня в судовой ко локол. Моряки считают, что несчастья начнут пре следовать тот корабль, чей колокол был расколот, неисправен или по какой-то причине забыт в пор ту. Существовало и такое поверье, что корабль, который вез краденые колокола, никогда не уви дит берега, что не касалось трофейных колоколов, взятых во время военных действий. Все чаще и чаще в 20-е годы XX века случалось так, что у мастеров колокольного литья не было привычных традиционных заказов на колокола для церквей, и тогда они стали переходить на литье колоколов сигнальных. Известен сигнальный ко локол валдайского мастера Г. Андреева (1929 г.). Нередко судовые колокола являлись настоящим произведением искусства, оформленные на наруж ной поверхности оригинальным декором. Иногда мастера на колоколах указывали название кораб ля, год его постройки. В 30-х годах колокольное производство в России прекращается совсем. В со ветское время корабельные колокола производи ли на заводе «Кама» в городе Перми по специаль ным заказам, на Валдайском механическом заводе и в Улан-Уде. Судовые колокола отливались по ве личине —наружный диаметр основания которых со ставлял: 205 мм, 325 мм, 400 мм; вес —6,6 кг, 25,0 кг и 46,0 кг; производились из латуни или из колоколь ной оловянной бронзы (Колокола, 1993. С. 197-198). В стихотворении Николая Рубцова «В океане» как раз упоминается рында: Забрызгана крупно и рубка, и рында, Но час отправления дан! Мелодичный перезвон судовых колоколов в книге «Законы моря» Георгия Кононовича невоз можно вспоминать без волнения, столь он оказы вается романтичен. Бывает, «..люди ученые возму щаются, когда судовой колокол называют рындой. Действительно, никто не скажет на судне матро су: „Подрайте судовой колокол “. Скажут: „Подрай- те рынду “. А „рында булинь “? Никто никогда не произнес „колокол булинь“. Да пусть судовой коло кол именуется рындой. Лишь бы звучал. Ведь это своего рода символ принадлежности к морю» (Ко- нонович, 1996. С. 139). На торговых судах XIX и XX веков судовой колокол крепили по-разному: на фока-штаге, на пал-битенге брашпиля, у среза бака. Во время подъе ма якоря боцман ударами в колокол сообщал на ют о количестве смычек якорной цепи в воде. Плете ный кончик, привязанный к языку колокола, назы вается рында-булинь. Это единственная снасть на корабле, которая часто тянется, но никогда не кре пится (Военно-морской словарь, 1990. С. 376). Существовал даже так называемый водолаз ный колокол, изобретенный в незапамятные вре мена. Сначала это была простая деревянная бочка, перевернутая вверх дном, в которую спускающий ся под воду водолаз подныривал так, чтобы голо вой непременно быть в бочке, где мог свободно дышать. Брусникин Анатолий в романе «Девятный Спас», действия которого происходят в XVII веке, описывает погружение своих героев как раз в по добном водолазном колоколе: « Дубовая тренога, именуемая лебедью, была увенчана вагой — подо бием длинной шеи, к которой на толстой цепи кре пилась перевёрнутая кверху дном двухсотведёрная бочка. В неё с четырёх сторон были врезаны стек лянные окошки, а понизу торчали массивные ма ленькие колёса. В этом чудо-домике вместо пола была прочная деревянная крестовина, где могли стоять два человека. Кормило могло поворачивать колёса в любом направлении. Сей снаряд, предназначенный для подводного катания, Ильша окрестил „водоходом“.Лебедь дол жна была подвесить бочку над прудом; вага опус кала водоход; подвешенные грузила утягивали его на дно, удерживая в стоячем положении —чтоб не ушел воздушный пузырь. По Илъшиному расчёту двухсот ведер воздуха, содержащегося в ёмкости, ему и Алёшке должно было хватить на час-полто- ра, после чего приставленному к лебеди Дмитрию полагалось поднимать весь снаряд на поверхность» (Брусникин, 2007. С. 485). Водолаз давал знать о своём подъеме подве шенным к цепному шкиву колокольчиком: «...на третьем ныре, подальше и поправее, колокольчик вдруг затрезвонил раньше времени — отчаянно. Митя испугался, не стряслось ли беды, и хотел уж шлёпнуть вороного по крупу, чтоб тянул со всей мочи. Но тут из воды выпрыгнул поплавок — наду тый воздухом кожаный пузырь. 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz