Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Колокол с затонувшей атомной подводной лодки «Курск». Музей в Ара-губе. Фото Н. Большаковой бое склянок: «... трап скрипучий при отливе/При вычно нарушает дрему/ И вахта тянет терпели в о / Последний час перед подъемом/Вдруг, наруша ется молчанье,/Давно забытом боем склянок,/Как будто вахтенный в отчаянье/ Подвахту будит после пьянок ...» Когда язык колокола дважды касается проти воположных сторон юбки колокола, происходит сдвоенный удар, называемый боем. В полдень от бивали рынду. Рында —это особый бой в три тем па. Такой счет установился потому, что вся жизнь на кораблях и судах регулируется четырехчасовы ми промежутками или вахтами. Во второй поло вине XIX века на торговых судах стали устанавли вать дополнительный маленький колокол у штур вала. Первым бил склянки рулевой, а впередсмот рящий на баке обязан был повторять бой уже в большой колокол. В XIX и XX веках в тумане час тыми ударами в колокол предупреждали встреч ные суда. Упоминает о перезвоне судовых колоколов и Игорь Чесноков: «С перезвоном судового колокола Омманей поднялся на ют. Навстречу шагнул вах тенный офицер, доложил об обстановке. Кроме него, маячил на палубе бака матрос, только что отошед ший от колокола. Над голубой лакированной гладью моря послы шался отдаленный перезвон склянок с „Бриска “ и ,,Миранды“» (Чесноков, 1986. С. 151). Разве, дружище, Забыть нам с тобою, Как нас матросская служба свела, Как поднимали К походу и бою Громкого боя колокола? Как под тельняшкою Кровь закипала Как накалялась броня добела? Нашего мужества Были началом Громкого боя колокола. <...> Чтобы душа Не просила покоя, Чтобы дорога, как прежде, звала... Бейте сильнее, Громкого боя, Флотского боя колокола! Вячеслав Лукашевич. «Колокола громкого боя» В. В. Брызгалов и А. Н. Давыдов пишут, что н Руси употребление колоколов на поморских судах известно с половины XVII века и приводят переда точную опись приказчика Ненокского усолья стар ца Пахомия, датируемую 60-70 годами XVII столе тия, в которой перечисляют разные судовые вещи и в том числе «...и с колоколом медные». До появле ния на европейском Севере маяков навигационны ми ориентирами использовались звонницы, коло кола которых в туманную или штормовую погоду предупреждали своим звоном проходящие суда. У поморов такие колокола прозывали «вещунами». Интересно, что даже после Международной конференции по мореходству в 1889 году в Вашин гтоне, где впервые на международном уровне было официально утверждено использование корабель ных колоколов, Турция отказалась от данного пра вила, мотивируя свой отказ тем, что звон тревожит души усопших, и вплоть до XX века на турецких судах колоколов не было. А во Франции в судоходном обществе Шарля де Богне и поныне существует обряд: при креще нии нового судна обязательно проходить по всем 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz