Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА НАД МОРЕМ И ПОДВОДОЙ когда занялась изучением назначения колоколов, то узнала, что таковые существовали на самом деле, а затем прочла об этом еще и в романе Виктора Гюго «Человек, который смеется»: «Звон колокола был явственно слышен во мраке ночи. — В море, на полпути между Портлендом и Ламаншским архипелагом, находится буй, предос­ терегающий суда об опасности. Буй этот цепями прикреплен к отмели и плавает на поверхности воды. На буе на железных козлах подвешен колокол. В непогоду море, волнуясь, раскачивает буй, и ко­ локол звонит... — Слышать этот звон во время бури, когда дует северный ветер, равносильно смертному при­ говору...Колокол - это набат, возвещающий о ко­ раблекрушении...» (Гюго, 1982). Описанные Гюго сторожевые морские колоко­ ла крепятся в опасных местах моря к плавающим буям, услышав звон которых корабли спешат уйти прочь от рокового места. У английского поэта Р. Саути есть стихотво­ рение «Ингапский риф», в котором также расска­ зывается о колоколе над морем: Полный штиль, бездыханный покой; Корабль застыл на глади морской; Не веет в его паруса небосвод, И киль недвижим в глубинах вод. Беззвучно через Ингапский риф Ленивые волны катит пролив; Чуть горбясь, они продолжают путь, Не в силах колокол бея качнуть. Тот колокол Абербротокский аббат Воздвиг, чтоб гудел над морем набат В жестокий шторм, скрывающий риф Развихренной пляской пенистых грив. Тогда мореходы, заслышав звон, Поймут, где грозный риф затаён. И, ускользнув от смертной беды, Аббата благословят за его труды. Далее в стихотворении говорится, что пират сэр Ральф перерезает канат, держащий колокол, и тот уходит под воду. Много лет пират плавает по мо­ рям, занимаясь разбоем и грабежом, но проходит время, и как-то его судно, направляясь к берегам Шотландии, попадает в туман и теряет курс. Вот здесь команда и вспоминает о колоколе, но... «Господи! Это Ингапский риф!» грянул удар, обшивку пробив. Волосы рвёт сэр Ральф, пират, Прокляв себя, призывает ад. В трюм вторгаются волны, и вот, Судно уходит в глубины вод. Но, трепеща, средь предсмертных мук, Слышит пират ужасающий звук, Словно трезвонит по нём сатана В колокол Ингапаский со дна. На кораблях колокола появились еще в сред­ ние века. Есть сведения, что судовые колокола из­ вестны в английском флоте со второй половины XV века. И поначалу считалось, что звон колоко­ лов отпугивал «злые силы», якобы населявшие моря, затем стал служить предупреждением о при­ ближении врага, сигналом к бою, отсчетом вре­ мени. Счет начинался с полудня и отбивал восемь склянок, потом все повторялось заново. У Викдана Синицына есть стихотворение «В порту», в котором поэт с горечью говорит о ны­ нешнем положении на кораблях и в том числе о Иллюстрация к сказке протоиерея Н. Агафонова «История одного колокола» Художник Александра Синильникова 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz