Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРА ТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ борьбу с врагами, и священника, активно помогав­ шего партизанам. В 1946-м колокола зазвучали в Троице-Сергиевой лавре. В 60-е ученый-искусство- вед Н. Н. Померанцев сделал запись колокольных звонов для пластинки Ростовского кремля. Так в России начинался долгий процесс к возрождению и веры, и церквей, и колокольных звонов. JIuxue времена. Тоска в глазах Над темной далью колокол усталый Плывет — и вдруг теряется впотьмах, Как будто сердце биться перестало. Что Русь моя? Ужели это ты Во тьме времен умолкла тихим стоном ? Но чу! — опять с небесной высоты Душа блаженным освятится звоном. О, звон иной, нездешней чистоты, Как благодать пьянящая молитвы! Горит Восток —что золото разлито, И золотятся в пламени кресты... Ты говоришь — она себя сожгла? Что ж до утра звонят колокола? Иван Голубичный. «Лихие времена. Тоска в глазах...» Далее колокольная тема зазвучала в фильмах «Садко», «Иван Грозный», «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Андрей Рублев». В фильме «Андрей Рублев» колокольный звон начинает звучать, еще когда идут титры. В новелле «Колокол» Андрей Рублев наблюдает за молодым мастером Бориской (персонажем не выдуманным, реальным —юным талантливым литейщиком XVII века Александром Григорьевым), как отливал тот колокол, без сна и отдыха, отдавая всего себя, а когда отлил и звона дождался, тут его на слезы и прорвало. Не передал ему секрет отливки отец, а он вот отлил... Звон ко­ локола возвращает голос и Андрею Рублёву, давше­ му зарок молчания. Успокаивая юного мастера, Руб­ лев вдруг делает для себя самого открытие, что и его искусство росписи, как и Борискин колокол, нуж­ ны людям, радует их, а потому нужно идти, писать Троицу, он говорит: «Вот так и пойдем мы с тобой вместе —ты колокола лить, я —иконы писать. Вот и будет праздник для людей!». Далее можно назвать фильмы с колокольны­ ми звонами «Россия молодая», «Жестокий ро­ манс», «Собачье сердце», но подробнее хотелось бы остановиться на фильме Павла Лунгина «Остров», не оставляющим равнодушным никого. Фильм глубоко духовный, без красивостей, где-то слиш­ ком жесткий в своей неприукрашенности правды жизни, человеческой трагедии. И, конечно же, не обошлось здесь без колоколов, хоть и бутафорских, но с живым колокольным звоном, и колокольни, больше похожей на зоновскую вышку, нежели цер­ ковную звонницу —любимое место юродивого старца Анатолия. Под колокольный звон он и уми­ рает, прося Господа принять душу его. А какой тро­ гательный финал картины, когда отец Иов, полу­ чая наконец-то от брата Анатолия напутствие жить, как живет, только греха большого не делать, заби­ рается на колокольню и начинает бить в колокола, очищая тем самым себя от греха наушничества и всем сердцем принимая любовь к ближнему. Колокольным звонам были посвящены и доку­ ментальные ленты: «Слово о Ростове Великом», «Семь нот в тишине», «Держись за облака», другие. Но вернемся к литературе. Мурманский поэт Владимир Смирнов в стихотворении «Трудно вы­ говорить - мертвое село...» рисует плач колоколов. Это стихотворение посвящено селу Поной, кото­ рое в 70-х годах было признано неперспективным, а жители выселены кто куда. Для усиления обра­ за мертвого села поэт вводит образ колокольни, за­ крытой для посещения еще в 1935-м: «...И дома стоят, как лодки на приколе./ И церквушка всех оплакала навзрыд/ С отзвеневшей в тридцать пя­ том колокольни». Прост и привычен ход кровавых драм, Покрылись души слоем горькой пыли. ...Звон колокола... Хорошо, что в храм Дорогу не совсем еще забыли. Борис Орлов. «Здесь больше доверяют петухам» Наконец-то, с великой благодарностью мы мо­ жем произнести признание Господу. Колокольный звон вновь живет, набирает силу, плывет над Рос­ сией, проливая Божью благодать и смывая грехи позорного прошлого. Накануне 1990 года А. Чел­ ноков напишет восторженную заметку: «Завтра, в первый день Нового года, в два часа пополудни над Красной площадью в Москве снова, после долгого молчания, раздастся колокольный звон. Оживут колокола на Покровском соборе (храм Василия Бла­ женного), на площади перед Манежем зазвучит передвижная звонница...» (Челноков, 1989).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz