Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ТРАГЕДИЯ КОЛОКОЛОВ Удар колокола Художник П. Рыженко локолъне, где было сельское кладбище. Редкими, на тридцатом счету, ударами бухал колокол. И когда он бухал, люди крестились, поднимая глаза к небу». Так продолжалась жизнь колокола в селе Се- мендюкове, пока на колокольню не поднялись не­ знакомые люди с веревками, молотками, клещами и другими орудиями казни. Дальнейшее для коло­ кольчика было, как страшный сон: «Смелюзгой, то есть как бы с колокольными детишками, распра­ виться было легче. Брали в руки (словно ребеночка за ногу) и отшвыривали подальше от окна звонни­ цы. Описав дугу и успевая жалостно блямкнуть, ко­ локольчики шлепались на землю. Два из шести уда­ рились о большой колокол и раскололись пополам, один упал на землю краем и тоже раскололся. У нашего колокола зашлась душа, когда замахнулись им над бездной, потом засвистело в ушах. Мир го­ лубой и зеленый с красным солнышком посередине закувыркался, закружился, потом сразу наступи­ ла темень и немота. Из уцелевших от падения колокольчиков выры­ вали тяжелые кованые языки, чтобы не везти до железной дороги лишнего груза, а сами колокола стали крушить тяжелой кузнечной кувалдой. До­ шел черед и до того, за судьбой которого мы следим и приключения которого, как оказалось впослед­ ствии, не кончились на падении с колокольни». (Со­ лоухин, ricolor.org/joumal/w2004/15) . Но солоухинскому колоколу повезло, тогда его взяли в другое село собирать на работу людей, а ког­ да и эту свою миссию он исполнил и после несколь­ ких лет жизни в крапиве оказался на дороге к пла­ вильной печи, ему вновь повезло, инженер, краси­ вая женщина, велела его отложить, сказав, что чи­ тала книгу, в которой говорится, что один чудак со­ бирает колокольчики, вот ему она этот колокол и подарит. Вот так некоторым колоколам везло. О вандализме в отношении колоколов находим подтверждение и у Ларисы Петрушиной, которая пишет не только о том, как в России безбожники воевали с колоколами, окрестив их «памятника­ ми царизма и религиозного дурмана», а уподобляет их нехристям-туркам, которые после падения Ви­ зантийской империи в 1453 году также наложили запрет на колокола. Турки боялись, что «звоны их рано или поздно разбудят народный гнев» и приво­ дит подтверждение из Тверской летописи: «Тур­ ский салтан веры Рускыа не проставил, а патри­ арха не свел, но один в граде звон отнял; у Софии Премудрости Божия и по всем церквам служат литургию божественную и заутреню и вечерню поют без звону». (Петрушина, 2000. С. 10-11). В 1930-м году был запрещен колокольный звон и в России. И несмотря ни на какие запреты колокольного звона и колоколов в 30-е годы, к ним пришлось при­ бегнуть во время войны в 40-е. Это прекрасно дока­ зывает фильм, вышедший в самый разгар войны, «Секретарь райкома». В нем люди вновь услыша­ ли звон набатного колокола, призывавший народ на 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz