Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ национал “. Потом их похватали, угнали в Сибирь. Незачем рассказывать длинно. О них бы никто не помнил, если бы семьдесят лет не преследовал рок их потомков. <...> ...Когда стали подъезжать к баррикадам, они запели „Интернационал". И вот, значит, Быч ков, затянул, а Курганов повторил... Оттуда по слышались страшные крики: „Братья, мы с вами... “ Полк остановился. ...Их отвезли в Гиагинскую, за крыли в церкви. До выяснения. Не скажу точно:мо жет, сами закрылись. Сюда приехали все их род ственники. Просили их всех сдаться. Здесь были такие выстрелы, здесь стояли черкесы с кинжала ми — перерезать их. Но оттуда слышался „Интер национал". И мой дедушка залез на колокольню и отбил на колоколах музыку „Интернационала Это было два или три дня. А 6 января 1906 года их в кандалах повезли в Сибирь. Двенадцать лет дома ихждали. Проклинали их родители так же, как все. Отец Бычкова проклял своего сына — так же, как и церковь его прокляла...» (Лихоносов, 1995). Такая история. В 1906 году под Рождество 6 января урупцы были прокляты. Церковь сгорела. А прощение пришло только в 1990-м. Проклятие Владыка снял, написав на прошении Раисы Кона- ревой: «Призываю на вас Божие благословение. Цер ковное проклятие снимаю». Об том пришлось мо литься во всех церквах Петропавловской епархии. В «Реквиеме» Павла Федяхина, написанном в 1965 году и посвященном Анхимовской церкви По крова, освященной в 1708 году под названием «Рус ское чудо», читаем, как в обонежских лесах, где ког да-то жили раскольники, топором мужика, без еди ного гвоздя была срублена церковь, освященная на Покров, а рядом воздвигли храм Спасу: «С Петро павловским шпилем звонницу,/ И малиновый звон по холмам/ Покатился до самой столицы / Утекло Мариинкою время,/ Перезвона лишили мирян —/ Тяжкиммолотом выбили семя/ Из мятежной души прихожан/ Так окончилось к Богу призванье/Люди в храмы уже не ходили. / С колокольни той сделали баню,/Но потом и ее растащили...» Владимир Солоухин всю свою жизнь собирал, спасая от уничтожения, иконы. Это на его отпева нии в храме Христа Спасителя Патриарх Москов ский и всея Руси Алексий II сказал, что Владимир Алексеевич первым начал духовное возрождение жизни. Наверное, однажды к нему попал и коло кол, судьбу которого Солоухин прекрасно описал в рассказе «Колокол»: «Он оказался не самым ма леньким и не самым большим в ряду шести коло кольчиков, служащих для трезвона. Те два, что справа, были больше его, те три, что слева, — по меньше. Крайний, дальний — совсем малютка. Но все же и его чистый голосок явственно различался в радостном трезвоне, когда говорили все колокола: и большой, и набатные, и эти шестеро — и все сли валось в такой ликующий звон, что казалось, еще чуть-чуть —и захлебнешься от восторга и онеме ешь, разорвешься, как, бывает, разрываются от во сторга живые человеческие сердца. В такую мину ту, наверное, и онемел, и надорвал голос, и раско лолся несчастный предшественник. Впрочем, поче му же несчастный? Не самая ведь плохая смерть! Маленьким колоколам, в ряду которых висел наш знакомый, приходилось звонить не часто. За всех работал самый большой, висящий в центре звонницы. На нем было написано витиеватой сла вянской вязью: „Пожертвован крестьянином села Семендюкова Тимофеем Васильевичем Красненко- вым. 270 пудов 34 фунта с серебром “. Надписи хва тило, чтобы опоясать большой колокол вокруг, и, конечно, наш колокольчик никогда не прочитал бы длинной вязи, если бы подымавшиеся на звонницу мужики время от времени вслух по слогам не про читывали надпись, бочком обходя вокруг колокола. Притом добавляли: — Да, царство небесное Тимофею Васильевичу, убрался. —Да уж известно, все там будем. Именно потому, что с серебром, звон у колоко ла был особенный, бархатистый, полный. За лесом, на выглядывающей колокольне (известно опять же из раз говоров на звоннице), в колоколе пятьсот пудов. Но есть в нем небольшая трещина. И вот уже нет того баса, той малинового цвета волны, кото рая выплескивается вдруг из звонницы на четыре стороны белого света и плывет и катится поверх деревень, лугов и полей за дальние леса и вверх тоже, неизвестно на какую высоту, не до самых ли золо тистых, в пору вечернего звона, облаков. Чаще всего говорил большой. Иногда случались похороны. Тогда колокол бухал редко, на тридца том счету. Со звонницы видно было горстку людей, такую маленькую среди зеленого приволья. Группка медленно передвигалась от села сюда на холм, к ко- 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz