Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ТРАГЕДИЯ КОЛОКОЛОВ Невидимая, но все раздвигающаяся граница Китеж-града проходит через каждый город, каж дое село, через сердце каждого русского человека, создавая в нем незаживающую рану. Сказочным градом Китежем останется в памя ти поколений воспоминание об ушедшей красоте. Пройдет много лет, но никогда не удастся смирить ся с этими потерями. Колокол безъязыкий... Умер вечерний звон... Борис Орлов. «Колокол безъязыкий...» В 1937 году на экраны страны вышел фильм «Петр Первый», шокировавший зрителей сценой снятия колоколов. Даже посредством кинемато графии Советская власть, оправдывая свои дей ствия, пыталась уверить народ, что все делается в исконных отечественных традициях. После подобных разрушений Россия более чем на полстолетия лишилась красоты божественного звучания колоколов. Уже в 1932 году поэт Арсе ний Тарковский напишет: Плыл вниз от Юрьева по Волге звон пасхальный, И в легком облаке был виден город дальний, Дома на пристани в дыму береговом И церковь белая на берегу крутом. Но сколько б из реки чужой воды я не пил, У самых глаз моих висит алмазный пепел, Какая б на глаза не оседала мгла, Но в городе моем молчат колокола освобожденные... Той же болью за Россию, как очерк Олега Пла тонова, проникнуто стихотворение поэта Алексан дра Галича, написанное в 1974 году под названием просто «Китеж». Обобщив историю России, Галич задает себе вопрос: «Л была ль она, в сущности, Эта Русь на Руси?» И ему хочется верить в это: «Чтоб хоть в сердце, как в Китеже,/ Слышать благовест твой». Но не только колокола страдали в те страшные 30-е годы. Лев Ошанин говорит об одном из очень известных людей России, раздавленном безжалост- Разбитый колокол Троице-Сергиевой лавры ной машиной тех лет «...Кто же знал, что будет пе речеркнуто/Все, к чему хоть прикоснулся он». Сти хотворение называется «У Бухарина». Ошанин воп рошает: «Почему же он, бесстрашный смолоду,/ Сам полез в оскаленную пасть?/ Не посмел, не смог уда рить в колокол/Перед тем, как беззащитно пасть?..» Писатель Виктор Лихоносов рассказывает о проклятии, многие десятилетия преследовавшем семьи казаков 2-го Урупского полка: «Ваше Вы сокопреосвященство, прошу Вашего благословения на снятие церковного проклятия (6,01.1906) каза кам 2-го Урупского полка за исполнение на церков ных колоколах „ИнтернационалаМой дедушка Конарев Афанасий Иванович был заведующим ду ховым оркестром полка, имел учеников, разучивал под его руководством „Интернационал “. Моя ба бушка Конарева Анна Васильевна была свидетелем и просила с 1933 годамоюмаму Конареву Анну Ива новну снять проклятие с рода всего 2-го Урупского полка. В свою очередьмоя мама просила меня и бла гословила на то, чтобы это сделала я. Четыре поколения казаков идет под прокляти ем до сих пор по этой дороге...» (Лихоносов, 1995). «Был Урупский полк, сдурели казаки и поперли против царя, пришли из Новороссийска в станицу, закрылись в церкви, сыграли на колоколах „Интер 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz