Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ТРАГЕДИЯ КОЛОКОЛОВ Невидимая, но все раздвигающаяся граница Китеж-града проходит через каждый город, каж­ дое село, через сердце каждого русского человека, создавая в нем незаживающую рану. Сказочным градом Китежем останется в памя­ ти поколений воспоминание об ушедшей красоте. Пройдет много лет, но никогда не удастся смирить­ ся с этими потерями. Колокол безъязыкий... Умер вечерний звон... Борис Орлов. «Колокол безъязыкий...» В 1937 году на экраны страны вышел фильм «Петр Первый», шокировавший зрителей сценой снятия колоколов. Даже посредством кинемато­ графии Советская власть, оправдывая свои дей­ ствия, пыталась уверить народ, что все делается в исконных отечественных традициях. После подобных разрушений Россия более чем на полстолетия лишилась красоты божественного звучания колоколов. Уже в 1932 году поэт Арсе­ ний Тарковский напишет: Плыл вниз от Юрьева по Волге звон пасхальный, И в легком облаке был виден город дальний, Дома на пристани в дыму береговом И церковь белая на берегу крутом. Но сколько б из реки чужой воды я не пил, У самых глаз моих висит алмазный пепел, Какая б на глаза не оседала мгла, Но в городе моем молчат колокола освобожденные... Той же болью за Россию, как очерк Олега Пла­ тонова, проникнуто стихотворение поэта Алексан­ дра Галича, написанное в 1974 году под названием просто «Китеж». Обобщив историю России, Галич задает себе вопрос: «Л была ль она, в сущности, Эта Русь на Руси?» И ему хочется верить в это: «Чтоб хоть в сердце, как в Китеже,/ Слышать благовест твой». Но не только колокола страдали в те страшные 30-е годы. Лев Ошанин говорит об одном из очень известных людей России, раздавленном безжалост- Разбитый колокол Троице-Сергиевой лавры ной машиной тех лет «...Кто же знал, что будет пе­ речеркнуто/Все, к чему хоть прикоснулся он». Сти­ хотворение называется «У Бухарина». Ошанин воп­ рошает: «Почему же он, бесстрашный смолоду,/ Сам полез в оскаленную пасть?/ Не посмел, не смог уда­ рить в колокол/Перед тем, как беззащитно пасть?..» Писатель Виктор Лихоносов рассказывает о проклятии, многие десятилетия преследовавшем семьи казаков 2-го Урупского полка: «Ваше Вы­ сокопреосвященство, прошу Вашего благословения на снятие церковного проклятия (6,01.1906) каза­ кам 2-го Урупского полка за исполнение на церков­ ных колоколах „ИнтернационалаМой дедушка Конарев Афанасий Иванович был заведующим ду­ ховым оркестром полка, имел учеников, разучивал под его руководством „Интернационал “. Моя ба­ бушка Конарева Анна Васильевна была свидетелем и просила с 1933 годамоюмаму Конареву Анну Ива­ новну снять проклятие с рода всего 2-го Урупского полка. В свою очередьмоя мама просила меня и бла­ гословила на то, чтобы это сделала я. Четыре поколения казаков идет под прокляти­ ем до сих пор по этой дороге...» (Лихоносов, 1995). «Был Урупский полк, сдурели казаки и поперли против царя, пришли из Новороссийска в станицу, закрылись в церкви, сыграли на колоколах „Интер­ 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz