Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ дает необходимые факты пропагандистам-анти- религиозникам, которым предстоит быть заст рельщиками в движении за снятие колоколов, охва тывающем все большие слои трудящихся. К числу таких факторов следует отнести статистические данные о колоколах в СССР и за границей. Оказы вается, что в нашей стране не только без пользы, но и со вредом, служит религиозной агитации, про падает в колоколах около двух миллионов пудов ценнейших металлов: меди, олова, цинка. Профес сор Гидуляпов указывает и практические пути ис пользования колокольного металла: „Имеющие х у дожественную ценность колокола могут дать ва люту, так как за границей они в цене, а обыкно венные дадут дефицитные металлы"...» (Плато нов, 1991. С. 128). Осенью 1930 года в Москве и других городах Рос сии колокольный звон запретили. За 1925-1938 го ды по РСФСР, Восточной Украине, Восточной Бе лоруссии на переплавку снято 385 310 колоколов общим весом 36,4 тысячи тонн бронзы. От всего существовавшего колокольного богатства России до нашего времени сохранилось лишь несколько процентов. Запланированное закрытие и уничто жение церквей, снятие колоколов, уничтожение церковных художественных ценностей в отчетах представлялось как стихийное действие по единодушному требованию трудящихся. В погром ном журнале «Антирелигиозник» отмечалось: «В ряде сел церкви закрывались немедленно по вынесе нии постановления сходов о закрытии, так как про тивников закрытия почти не находилось или даже и вовсе не было. Конечно, это была наглая, чудо вищная ложь, под знаком которой проходила вся деятельность „Союза воинствующих безбожни ков". На самом деле повсюду существовало посто янное сопротивление широких масс погромным ак там „Союза Опросы, проведенные нами во многих городах и селах, показывают, что большая часть населения противостояла варварскому разруше нию и закрытию церквей. Однако протесты тут же подавлялись с помощью войск НКВД. Действия „безбожников“приводили к серьезным волнениям среди населения. В Витебске члены „Со юза “бросились закрывать церкви и довели дело до уличного боя. В Нижневолжском крае в одном селе прошел слух, что безбожники заберут колокол. Пол торы тысячи женщин собрались у колокола и де журили несколько суток. Едва появлялся слух о воз можном закрытии церкви, как правило, массы лю дей приходили и дежурили у храма, чтобы предот вратить вандализм. К концу тридцатых годов организационная ра бота воинствующих безбожников достигла „пора зительных успехов". Из пятидесяти тысяч право славных церквей служили только несколько сотен, то есть „по требованию трудящихся"было закры то 98 -99 процентов всех храмов. И если в 1928 году было закрыто около четырехсот церквей, в 1929 го ду около тысячи, то начиная с 1930 года по 1940 год счет пошел на десятки тысяч в год. Не менее трети церквей были взорваны и разобраны без ос татка. Были сожжены и уничтожены миллионы икон и книг, около четырехсот тысяч колоколов и многое другое. Такогомасштаба культурных погро мов мировая цивилизация еще не знала. <...> Каковы же границы Китеж-града? Како вы же масштабы гибели культурных ценностей России? По самым заниженным подсчётам погибло или превращено в руины 25-30 тысяч церквей и собо ров, около 500монастырей, не менее 50 тысяч цен ных городских зданий (палат, особняков и тому подобного), около 2 тысяч усадеб. Только в Москве разрушено около 700 памятников архитектуры и около 3 тысяч зданий исторической застройки. Погибли сотни тысяч предметов прикладного ис кусства, десятки тысяч художественныхживопис ных произведений, фресок, росписей, неменее 20мил лионов икон. В денежной оценке стоимость утра ченных культурных сокровищ России составляет, по крайней мере, не менее одного триллиона руб лей, что по мировым меркам равно стоимости культурных ценностей большого европейского го сударства» (Платонов, 1991. С. 142). А вот что пишет Владимир Мишин: «К 1917 го ду в России звонило более 1 млн колоколов общим весом 250 ОООтонн бронзы» (Колокола России, 1995. С. 40). Однако и это еще не все. Памятники «выпада ли» из культурного российского окружения не только в результате гибели, но и из-за плохой со хранности, недоступности для показа. Так что, если добавить эти причины, то в культурном фонде на ции остается не более пятой части культурных цен ностей, доставшихся нам в наследство от предков. 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz