Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ дает необходимые факты пропагандистам-анти- религиозникам, которым предстоит быть заст­ рельщиками в движении за снятие колоколов, охва­ тывающем все большие слои трудящихся. К числу таких факторов следует отнести статистические данные о колоколах в СССР и за границей. Оказы­ вается, что в нашей стране не только без пользы, но и со вредом, служит религиозной агитации, про­ падает в колоколах около двух миллионов пудов ценнейших металлов: меди, олова, цинка. Профес­ сор Гидуляпов указывает и практические пути ис­ пользования колокольного металла: „Имеющие х у ­ дожественную ценность колокола могут дать ва­ люту, так как за границей они в цене, а обыкно­ венные дадут дефицитные металлы"...» (Плато­ нов, 1991. С. 128). Осенью 1930 года в Москве и других городах Рос­ сии колокольный звон запретили. За 1925-1938 го­ ды по РСФСР, Восточной Украине, Восточной Бе­ лоруссии на переплавку снято 385 310 колоколов общим весом 36,4 тысячи тонн бронзы. От всего существовавшего колокольного богатства России до нашего времени сохранилось лишь несколько процентов. Запланированное закрытие и уничто­ жение церквей, снятие колоколов, уничтожение церковных художественных ценностей в отчетах представлялось как стихийное действие по единодушному требованию трудящихся. В погром­ ном журнале «Антирелигиозник» отмечалось: «В ряде сел церкви закрывались немедленно по вынесе­ нии постановления сходов о закрытии, так как про­ тивников закрытия почти не находилось или даже и вовсе не было. Конечно, это была наглая, чудо­ вищная ложь, под знаком которой проходила вся деятельность „Союза воинствующих безбожни­ ков". На самом деле повсюду существовало посто­ янное сопротивление широких масс погромным ак­ там „Союза Опросы, проведенные нами во многих городах и селах, показывают, что большая часть населения противостояла варварскому разруше­ нию и закрытию церквей. Однако протесты тут же подавлялись с помощью войск НКВД. Действия „безбожников“приводили к серьезным волнениям среди населения. В Витебске члены „Со­ юза “бросились закрывать церкви и довели дело до уличного боя. В Нижневолжском крае в одном селе прошел слух, что безбожники заберут колокол. Пол­ торы тысячи женщин собрались у колокола и де­ журили несколько суток. Едва появлялся слух о воз­ можном закрытии церкви, как правило, массы лю­ дей приходили и дежурили у храма, чтобы предот­ вратить вандализм. К концу тридцатых годов организационная ра ­ бота воинствующих безбожников достигла „пора­ зительных успехов". Из пятидесяти тысяч право­ славных церквей служили только несколько сотен, то есть „по требованию трудящихся"было закры­ то 98 -99 процентов всех храмов. И если в 1928 году было закрыто около четырехсот церквей, в 1929 го­ ду около тысячи, то начиная с 1930 года по 1940 год счет пошел на десятки тысяч в год. Не менее трети церквей были взорваны и разобраны без ос­ татка. Были сожжены и уничтожены миллионы икон и книг, около четырехсот тысяч колоколов и многое другое. Такогомасштаба культурных погро­ мов мировая цивилизация еще не знала. <...> Каковы же границы Китеж-града? Како­ вы же масштабы гибели культурных ценностей России? По самым заниженным подсчётам погибло или превращено в руины 25-30 тысяч церквей и собо­ ров, около 500монастырей, не менее 50 тысяч цен­ ных городских зданий (палат, особняков и тому подобного), около 2 тысяч усадеб. Только в Москве разрушено около 700 памятников архитектуры и около 3 тысяч зданий исторической застройки. Погибли сотни тысяч предметов прикладного ис­ кусства, десятки тысяч художественныхживопис­ ных произведений, фресок, росписей, неменее 20мил­ лионов икон. В денежной оценке стоимость утра­ ченных культурных сокровищ России составляет, по крайней мере, не менее одного триллиона руб ­ лей, что по мировым меркам равно стоимости культурных ценностей большого европейского го­ сударства» (Платонов, 1991. С. 142). А вот что пишет Владимир Мишин: «К 1917 го­ ду в России звонило более 1 млн колоколов общим весом 250 ОООтонн бронзы» (Колокола России, 1995. С. 40). Однако и это еще не все. Памятники «выпада­ ли» из культурного российского окружения не только в результате гибели, но и из-за плохой со­ хранности, недоступности для показа. Так что, если добавить эти причины, то в культурном фонде на­ ции остается не более пятой части культурных цен­ ностей, доставшихся нам в наследство от предков. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz