Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ТРАГЕДИЯ КОЛОКОЛОВ проходили службы, —943, в 1917 году —764. И это еще не все. Москва всегда славилась веротер- пием. Потому в ней в 1917 году наряду с 764 пра вославными храмами службы проходили еще и в 84-х культовых зданиях, где молились католики, мусульмане, лютеране, другие верующие. Забегая вперед, надо отметить, что уважение к религиям мира столица не утратила и в наше время. В 1990-м в Москве действовало уже 155 православных церк вей и 16 иноверческих и инославных культовых зданий. Среди них —костел, молитвенный дом бап тистов и адвентистов, армянская церковь, 7 храмов старообрядческих, мечеть, 2 синагоги. И попадаются на глаза «Стихи о борьбе с ре лигией» Николая Тряпкина —акте искреннего рас каяния за некогда содеянное отцом поэта: «Ты слы хал, удалец? Получил я сегодня заданье —/Завтра храм разгружать. Пресвятых раскулачим слегка». И какую боль души, испытывает поэт после отцов ского вандализма: «Ялюбил эти главы, взлетавшие к высям безвестным,/ И воскресные звоны, и свист неуемных стрижей»... Колокольный звон пробуж дает в поэте память тех страшных дней: И пришел я туда —посмотреть на иную заботу! Не могу и теперь позабыть той печальной страды, — Как отцовские руки срывали со стен позолоту, Как отцовский топор оставлял на иконах следы. Изломали алтарь, искрошили паркетные плиты. И горчайшая пыль закрывала все окна кругом. И стояли у стен наши скорбные тетки Улиты, Утирая слезу гумазейным своим лоскутком... Казалось, найти материалы о том, кто и когда отменил звоны, невозможно, но оказалось об этом уже писалось... И вот передо мной очерк Олега Платонова «Путешествие в Китеж-град», содержа ние которого поразило своей правдивостью и циф рами, болью заставило сжаться сердце. Из него уз наешь, что же происходило на самом деле в те да лекие 30-е годы. Платонов не рассказывает ника ких легенд о прекрасном граде Китеже, как воспо минании об ушедшей красоте, лишь мельком упо минает о нем. Главная тема здесь —варварское ис требление вождями и лидерами революции народ ного достояния культуры, уничтожение храмов, монастырей, икон, колоколов: «...Во время митин гов и собраний трудящихся активистами СВБ со ставлялись протоколы собраний „трудящихся “, которые служили основанием для погромных дейст вий. Не обошлось без таких „документов “дело и в Ярославле. Процитируем один из них: „Протокол общего собрания рабочих ремонтно тракторной мастерской Ярселькредсою за от 5.10.1929г. Присутствующих 10человек (фамилии). Слушали: тов. Ковалев информирует собрание, что в связи с переходом на непрерывную рабочую не делю и 3-х сменности предприятий, рабочему отды ху будет мешать колокольный звон и, к тому же, на ша страна нуждается при индустриализации в цвет ных металлах, и они висят, не принося никакой пользы. Тов. Ковалев предлагает поднять кампанию по прекращению колокольного звона во всех церквах г. Ярославля и сноса таковых на индустриализацию страны, что уже провела, в своем решении районная конференция безбожников 1-го района г. Ярославля. Постановили: Заслушав доклад тов. Ковалева, общее собрание приветствует мысль о закрытии ко локольного звона и передаче колоколов на индустри ализацию страны, со своей стороны предлагаем об ратиться через печать ко всем рабочим г. Ярославля с призывом о поддержке, а райсовет безбожников просим ходатайствовать перед вышестоящими ин станциями о поднятии вопроса о прекращении колокольного звона и передаче их на индустриализа цию страны. Председатель В. Ковалев. Секретарь (подпись неразборчива) В помощь погромщикам выходила значительная литература. Акционерное издательское общество „Безбожник“выпускало сотни названий пропаган дистской и методической литературы. Издатель ство „Атеист “специализировалось на более „солид ных" изданиях. Так, при проведении кампании по снятию колоколов оно в 1929 году выпустило в свет книгу профессора Гидулянова „Церковные колоко ла на службе магии и царизма1''. ,Антирелигиоз- ник“устроил широкую рекламу этому „исследо ванию“: „Вопрос о прекращении колокольного зво на, о снятии и полезном использовании колоколов привлекает к себе внимание советской обществен ности. Поэтому'всякая книга, способствующая его освещению, заслуживает внимания. Книга П. В. Ги дулянова написана с практической установкой. Она 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz