Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРА ТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ И вот в вечер Великой субботы в половине одиннадцатого ночи директор музея дал ключ от колокольни. Разрешение звона директору было пе редано из Москвы. Отец Гурий благословил упав шего к нему в ноги Константина Родионова начать благовест. Ему был понятен трепет звонаря, ведь когда в 1920-м закрывали лавру, последний про щальный звон делал именно он, и вот теперь вновь ему предстояло начать его. Константин Иванович Родионов, вспоминая об этом событии, рассказывал, как они открыли и за перли за собой дверь, со свечками в руках стали подниматься на второй ярус, спешили, чтобы, как и полагается, ударить в одиннадцать. Когда взош ли, звонарь осмотрелся, ему светили свечками: «...язык у „Лебедя“— на новом металлическом хо муте на болтах, новый мостик с лесенкой для трез вона. Быстро стал налаживать веревки к колоко лам, помощники хорошо мне помогали. И так близ ко мне вспомнилось, как в 20-м году, отзвонив пос ледний звон, поцеловал „Лебедя “— и теперь поце ловал уцелевший „Лебедок“. Время одиннадцать. „Господи, благослови — и, осенив себя крестным знамением, стал раскачивать. И зазвучал наш „Ле бедок“. Передав звон в руки Владимиру Алексееви чу, стал готовиться к трезвону, объяснив Володе, когда нужно ударять по двум клавишам в колокола северного пролета. (Колокол „Переспор“ на тре тьем ярусе, в 315 пудов, был подключен к звону на Пасхальной неделе). Находившиеся в алтаре сосредоточенно моли лись. Незабываемые минуты ожидания. И вот до- Разбитые колокола 30-х годов неслось: первый удар, второй, третий, и родной с детства знакомый звон —звон славрской колоколь ни. Волнение, радость, благодарность, слезы... Не передашь всего... О. Гурий на коленях склонился ниц перед свя тым престолом. О. Иларион слева от престола, на коленях, воздев руки, со слезами повторял: „Госпо ди, вся Тебе возможна “. Торжественно неслись звуки древнего колокола в тиши ночи ранней весны. Город не спал, все слу шали. В переполненном соборе все как бы затаили дыхание. Под мелодически-размеренный доносив шийся гул как будто музыка!» (Русский архив, 1990. С. 125-126). И так после двадцатишестилетнего онемения в обители преподобного Сергия в Пасхальную ночь снова зазвонили колокола: сразу и неожиданно. Протодиакон Сергий писал, что народ, заполнив ший под колокольней площадь, стоял с зажженны ми свечами. Свечей было столько, что колокольня на фоне ночного неба казалась в розовом сиянии. Толпы людей без обращения к ним о порядке сами соблюдали полную тишину, потому Крестный ход свободно обошел собор и вошел на паперть. Нача лась утреня и первое «Христос Воскресе». А в пять часов вечера —вечерня, а перед ней и после опять звоны, звоны, звоны. Так под торжественный трез вон православные и расходились от светлой служ бы, радостно удивляясь непостижимым судьбам Божиим. Но перед неделей Жен-мироносиц вновь нашла было темная тучка: кто-то где-то добился запреще ния звона, но только на пять дней. Звон был вос становлен. С уничтожением колоколов и церквей в Рос сии уничтожались и религиозно-нравственные традиции, формировавшиеся церковью веками, что явилось одной из серьезнейших причин болезни нашего общества —бездуховности. В 60-е годы поэт Александр Солодовников в стихотворении «На Пасхе» писал: «Хоть он теперь не богомолен,/ Наш заблудившийся народ,/ И звон умолкших колоколен/ Его к молитве не зовет,/ Но голос сердца изначальный/В его душе еще звучит,/ И в светлый день первопасхальный/ „Христос Вос кресе “говорит...» В XVI веке действующих храмов в Москве было 400, в конце XVII века храмов, в которых 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz