Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ не, по-колокольному колоколя, колоколитъ зас ­ тавляет колоколящих колоколъно » (Рабле, 1993. С. 35-39), что в наше время вполне может сойти за чистоговорку. Но каковы же причины размаха изготовления колоколов на Руси, да еще больших размеров? Приведём одну из главных, связанную «...с рели­ гиозным подъемом после битвы с мамаевыми пол­ чищами на Куликовом поле. Идея единства Руси как хранительницы и защитницы Православия, идея симфонии власти и церкви овладела умами и душами того времени» (Колокола России, 1995. С. 40 -42 ). Символом единства, соборности как раз и были колокола, призывающие народ подняться на сечу с врагом. В дополнении этому можно ска­ зать, что звон: «...отрывает все мысли и помыслы от земли и уносит в поднебесную высь и наполня­ ет сердце радостным светлым чувством, как буд­ то в него вливается небесная гармония, отголос­ ки далекого рая... наполняет душу радостью, на­ деждой» (Колокола России, 1995. С. 40 -42 ). В этом и есть вся неоспоримость причастности колоколь­ ных звонов не только к миру небесному, но и к миру духовному, к тому, что внутри самого чело­ века. Потому русскому человеку и пришелся по душе звон колоколов, он услышал в нем призыв неба хоть на время отвлечься от земной суеты в устремлении раздумий о Боге. Из дневника финского студента Эрика Гус- тафа Эрстрёма, описывающего Москву во вре­ мя нашествия Наполеона в 1812 году, узнаем о прибытии в Москву вечером 25 августа 1812 года чудотворной ик@ны Смоленской Божией Мате­ ри. Эрстрём пишет, что встречать ее стекалось множество народа: «Во всех церквах, мимо коих святыню проносили, звонили во все колокола. Ико­ ну внесли в Успенский собор Кремля» (Рогинский, 1991. С. 72). Не спали, видно, звонари! — Над Русью колокольный звон катился, Сон мертвых охранял с зари и до зари, В живые души благодатью лился. Глас Божий, глас народа, вещий глас — Так на Руси колокола тысячелетье звали. Они звонили в праздник и в недобрый час, И дела важного без них не начинали. Ирина Панова. «Полнолуние» Однако звонили колокола не только в празд­ ники или при напастях, но и для избежания их. Когда Кольская крепость отбила нападения зах­ ватчиков наместника Норланда из Рованиеми и его отряд вынужден был отступить, то «...вслед раздался ликующий звон множества колоколов в острожных церквах. Звонари на колокольнях старались вовсю» (Губанов, 1986. С. 135). Звонили при встрече и проводах высшего церковного лица: «Монастырями развешен его путь, колоколами отпет и расхвален » «...в воз­ духе все еще висит малиновый гуд подголосков и рокот становых колоколов. Слава Никону... Сла­ ва Ни-кону, сла-ва-а...» (Личутин, 1996. Книга 1. С. 79) или как это произошло 21 июня 1666 года: «И не ведал государь, и русские архиереи, и вели­ кое множество духовенства, как белого, так и черного, что встречают под звоны всех москов­ ских колоколов патриархов не истинных, но лож­ ных» (Личутин В. 1996. Книга 2. С. 431). Зарей кресты червонятся В подгорье — тишь и мгла. В пролетах старой звонницы Грустят колокола. О, медные свидетели Далекой старины! Чего вы не отметили В путях моей страны? Гудящими раскатами Вещали вы блага... Тревожными набатами Скликали на врага... В невзгоды перезвонами Влекли народ во храм... Томительными стонами Рыдали мертвецам. Былое, пережитое Туманной стариной. И образы забытые Проходят предо мной, Как бесконечно длинные Отметчики времен — Пергаменты старинные Узорчатых песьмен... И. Мордвинов. «В Печорах» Известен трехсотлетний деревянный коло­ кол из церкви святого Власия в немецком горо­ де Брауншвейге и каменный колокол Соловец­ кого монастыря. Отливали колокола и из чугу­ на. Один из чугунных колоколов находился в Досифеевой пустыне на берегу Шексны. Преда­ ние гласит, что колокол сей подарен старцу До- сифею самим Иоанном Грозным. Известен чу­ гунный колокол и в Женеве, отлитый в 1610 году. В Эфиопии были глиняные колокола. В Швеции в начале XIX века появились стеклян- 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz