Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ТРАГЕДИЯ КОЛОКОЛОВ ходит с родиной, есть ли это наказание Божие за «передел мира» или «искупление вселенских гре­ хов», и просит о покаянии. Обратившись к Все­ вышнему, он вопиет: Почему, Господь, Россию Ты отринул? На кого дитя свое покинул ? Аль не люб Тебе был звон колоколов И сияющее злато куполов? Аль не мог Ты ангелов послать, Чтоб сразить антихристову рать?.. Поразила меня и судьба святой блаженной Любови Рязанской, ее предсказания людям. На­ гражденная Богом великим даром провидения, она заходила, бывало, к кому-то в дом, отыскива­ ла ножницы и начинала из бумаги вырезать ка­ кие-нибудь фигурки, а затем протягивала их тем, кому они предназначались. Вырежет паровозик — собирайся в путь, веночек —готовься к свадьбе, гробик —жди смерти. Бывало, люди боялись ее предсказаний и прятали ножницы, тогда она начи­ нала пальцами фигурку выщипывать, но избежать ее предсказаний никому не удавалось. Одной из се­ стер уже разгромленного большевиками Казанско­ го женского монастыря вырезала бумажный коло­ кол и сторожку при церкви. И той на самом деле повезло, стала действительно служить в отдален­ ном, чудом сохранившемся храме под Рязанью и звонить в колокол. Обратимся к рассказам В. А. Никифорова-Вол­ гина «Безбожник» и «Свеча», оба они о наступаю­ щей Пасхе. В первом видим еще непорушенную церковь, но в голосе старика слышим уже нотки предостережения и тоски: « Ходит Спас и слуша­ ет, как звонят колокола Еголюбимицы —земли свя­ торусской — и плачет... Слезы Спасовы падают на землю, и от слез тех зарождаются цветики белые — слезы Господни... — Вся земля ликует, дедушка, солнышко даже играет, —спросила молодица, —так почемуже Он, Батюшка, скорбей своих забыть не может? — Оттого, голубушкамоя, чторадость наша, яко роса утренняя... Порадуемся празднику, встретим Спасителя нашего, а потом опять жизнь без Бога, опять забижать Его, Батюшку, будем... Замолкнут колокола и забудем. Все забудем. И сад Гефсиманский, Голгофу и смерть. Оттого-то вот и плачет Спаси­ тель в эту ночь ...» (Никифоров-Волгин, 2006. С. 8). Во втором рассказе «Свеча» дед Софрон с вну­ ком Петькой также к Светлой заутрене в церковь идут: «Лес гудел нарождающейся весенней силой. Петьке почудился дальний звон. Он остановился и стал слушать. —Дедушка!.. Чу!., звонят... — Это лес звонит. Гудит Господень колокол... Весна идет, оттого и звон!.. —отвечает дед. Петь­ ка спросил деда: —В церкву идем, дедушка? —В церкву, любяга, к Светлой заутрене! —Да она сгорела, дедушка!Летось ведь пожгли. Нетути церкви. Кирпичи да головни одни...» (Ни- кифоров-Волгин, 2006. С. 8). Вот оно разрушение времени. Шесть десятков лет ходил старик в эту церковь, а тут в Светлый праздник пришел... на развалины... Наверное, пи­ сатель предугадывал и свой конец, потому как в конце 1941-го органами НКВД был приговорен к расстрелу за книги антисоветского содержания. С болью пишет о тех страшных расправах с колоколами и писатель Владимир Солоухин: «...Беззастенчево обманывали народ, словно малень­ ких детишек, будто стране нужен цветной металл на пушки. Легко было сослаться на исторический пример, когда Петр во время войны со шведами пе­ реливал колокола на пушки... Послевоенное детство Художник Александр Косничев. 2004 г. 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz