Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ТРАГЕДИЯ КОЛОКОЛОВ ходит с родиной, есть ли это наказание Божие за «передел мира» или «искупление вселенских гре хов», и просит о покаянии. Обратившись к Все вышнему, он вопиет: Почему, Господь, Россию Ты отринул? На кого дитя свое покинул ? Аль не люб Тебе был звон колоколов И сияющее злато куполов? Аль не мог Ты ангелов послать, Чтоб сразить антихристову рать?.. Поразила меня и судьба святой блаженной Любови Рязанской, ее предсказания людям. На гражденная Богом великим даром провидения, она заходила, бывало, к кому-то в дом, отыскива ла ножницы и начинала из бумаги вырезать ка кие-нибудь фигурки, а затем протягивала их тем, кому они предназначались. Вырежет паровозик — собирайся в путь, веночек —готовься к свадьбе, гробик —жди смерти. Бывало, люди боялись ее предсказаний и прятали ножницы, тогда она начи нала пальцами фигурку выщипывать, но избежать ее предсказаний никому не удавалось. Одной из се стер уже разгромленного большевиками Казанско го женского монастыря вырезала бумажный коло кол и сторожку при церкви. И той на самом деле повезло, стала действительно служить в отдален ном, чудом сохранившемся храме под Рязанью и звонить в колокол. Обратимся к рассказам В. А. Никифорова-Вол гина «Безбожник» и «Свеча», оба они о наступаю щей Пасхе. В первом видим еще непорушенную церковь, но в голосе старика слышим уже нотки предостережения и тоски: « Ходит Спас и слуша ет, как звонят колокола Еголюбимицы —земли свя торусской — и плачет... Слезы Спасовы падают на землю, и от слез тех зарождаются цветики белые — слезы Господни... — Вся земля ликует, дедушка, солнышко даже играет, —спросила молодица, —так почемуже Он, Батюшка, скорбей своих забыть не может? — Оттого, голубушкамоя, чторадость наша, яко роса утренняя... Порадуемся празднику, встретим Спасителя нашего, а потом опять жизнь без Бога, опять забижать Его, Батюшку, будем... Замолкнут колокола и забудем. Все забудем. И сад Гефсиманский, Голгофу и смерть. Оттого-то вот и плачет Спаси тель в эту ночь ...» (Никифоров-Волгин, 2006. С. 8). Во втором рассказе «Свеча» дед Софрон с вну ком Петькой также к Светлой заутрене в церковь идут: «Лес гудел нарождающейся весенней силой. Петьке почудился дальний звон. Он остановился и стал слушать. —Дедушка!.. Чу!., звонят... — Это лес звонит. Гудит Господень колокол... Весна идет, оттого и звон!.. —отвечает дед. Петь ка спросил деда: —В церкву идем, дедушка? —В церкву, любяга, к Светлой заутрене! —Да она сгорела, дедушка!Летось ведь пожгли. Нетути церкви. Кирпичи да головни одни...» (Ни- кифоров-Волгин, 2006. С. 8). Вот оно разрушение времени. Шесть десятков лет ходил старик в эту церковь, а тут в Светлый праздник пришел... на развалины... Наверное, пи сатель предугадывал и свой конец, потому как в конце 1941-го органами НКВД был приговорен к расстрелу за книги антисоветского содержания. С болью пишет о тех страшных расправах с колоколами и писатель Владимир Солоухин: «...Беззастенчево обманывали народ, словно малень ких детишек, будто стране нужен цветной металл на пушки. Легко было сослаться на исторический пример, когда Петр во время войны со шведами пе реливал колокола на пушки... Послевоенное детство Художник Александр Косничев. 2004 г. 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz