Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ / 1 4 Яузские ворота Художник А. Косничев 2005 г. по примеру москвичей решение о сломке кафедраль ного собора и строительстве на его местеДома Со ветов). Более оперативно решали эту проблему са марские власти, уже к середине января 1930 года они сняли церковные колокола со всеххрамов города, что бы вырученные отреализации деньги (300 тыс.) на править на постройку Дворца культуры» (Козлов, zvon.ru/zvon 7.view2.page 12.html). Колокольня ранена смертельно, Сняли, унесли колокола... Валерий Люлюкин. «Колокольня ранена смертельно» Но были у колоколов и защитники, одним из которых являлся в те годы известный композитор, специалист по колокольному звону К. К. Сараджев, о котором особая речь пойдет в главе «Звонари». Он, как мог, препятствовал разрушению московких ко локолен и уничтожению колоколов. Выходил с предложением к московским властям устраивать на звонницах колокольные концерты, но противосто ять лавине всеобщего разрушения не смог даже он. Вспоминает бесколокольную церковь в своём стихотворении и мурманский поэт Николай Ва сильев, с первой строки обозначая, что «С крес том, но без колоколов...» А каково восклицание Николая Рубцова в стихотворении «Зимним ве чером»: « Эх, Русь, Россия!/ Что звону мало?». Рубцов с сожалением уже в 60-х годах писал: «Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых/ церк вей!...»1 На XV Рубцовских чтениях в городе Апа титы Мурманской области сокурсник и друг Рубцова по Кировскому горному техникуму 1953-1955 годов Николай Шантаренков, режис сер, писатель, участник мужского ансамбля «Ка зачий круг», вспоминал, что удивлялся разговорам Рубцова о вечности, бессмертии. Рубцова очень волновало, а что будет там, на том свете? Бывало, часами просиживал в библиотеке, а затем цитиро вал каких-то ученых или что-то из «Евангелия», царя Соломона. Шантаренкову было непонятно, откуда поэт черпал это? Тогда, в атеистическое время, читать «Евангелие» —абсурд, его просто нельзя было найти, но откуда-то же он брал зна ния священных писаний? Может, поэтому и в сти хотворении «Старая дорога» он позже напишет: «Душа, как лист, звенит, перекликаясь/ Со всей звенящей солнечной листвой...» Почему внимание так заострено на Рубцове? Наверно, потому, что и он сам, как храмы, подверг ся насилию, которое привело его к трагическому концу. А еще потому, что поэты —особая категория, «с незарастающим родничком». Они могут преду гадывать разрушение мира много раньше, воссозда вать в своей душе весь трагизм, происходящий по рой задолго до их рождения, и переживать его столь остро, как будто это происходило день-два назад. Слышится крик душевной боли за Россию и у поэта Арсения Тарковского в стихотворении «Пти ца-тройка». Автор силится понять, что же проис 1Рубцов Н. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны». 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz