Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Поверженный колокол Успенского собора. 1937 г. На колокольне послышался треск деревянных перш, и что-то упало сверху, стукнулось об ограду, и все увидели переломанную шашку. Вслед за этим донесся глухой шум борьбы, снова крик, и с колоколь ни полетело что-то тяжелое. Оно глухо ударилось о землю, и толпа окаменела. На снегу, раскинув руки, лежало тело красноармейца, изо рта текла струй ка крови» (Жариков, 1971. С. 294-295). В статье В. Ф. Козлова «Гибель церковных ко локолов в 1920-1930-е годы», размещенной в Ин тернете, говорится, что «...уже в 1919 году испол ком Костромского горсовета просил Москву разре шить использование церковных колоколов национа лизированных монастырей для литья котлов для столовых. В середине 1920-х костромские власти приступили к реализации своего плана по уничто жению церковных колоколов. В 1926 году были сня ты церковные колокола в Богоявленском монасты ре» (Козлов, zvon.ru/zvon7.view2.page12.html ). С началом атеистической войны с колоколами в середине 1920-х годов, «..желая поживиться цер ковным имуществом, центральные власти и нарко маты стали экономически стимулировать закры тие церквей. Именно тогда появились на свет злове щие инструкции наркомфиновских подразделений „ О порядке ликвидации предметоврелигиозного куль та1', „О порядке ликвидации церковного имущества “ и др., по которым церковные предметы из драгоцен ныхметаллов передавались в Гохран, а историко-ху дожественные ценности —в музеи». На Мурмане люди тоже стали свидетелями рас правы с церквями и колоколами. Вот что поведа ли ловозерские коми женщины Елена Абрамовна Терентьева, 1924 года рождения, Мавра Васильев на Вокуева, Рочевы - Анна Федоровна, 1917 года рождения, и Варвара Федоровна, 1912-го: «Поли карп Рочев на двух санях с Териберки огромный ко локол привез, все удивлялись, как он в гору смог под нять его. А туда и большой, и другие для Ловозер- ской Богоявленской церкви привезли из Архангель ска. Когда церковь закрыли, купола с часовни стали снимать, а нас детей со школы смотреть приводи ли, мы видели, как большой колокол на землю упал — аж земля ахнула. От колокола откололся кусок, его несколько раскулаченных мужиков шестами на сани грузили, сам же колокол, на специально сде ланных санях, на переплавку отправили, увозили несколькими оленьими упряжками. Рядом с церковью кладбище, где хоронили бога тых людей, красивые памятники, ограда старин ная. Когда в 1938-м церковь под клуб переделыва ли, то на глазах детей жгли кресты, иконы, книги церковные, мол, смотрите, вот как попы людей обманывали. В 1932-1936 годах ходили по домам и смотрели, чтобы иконы в доме не висели, жители их прятали. В то время внушали, что церковь — заблуждение. Заставляли людей от церкви отка зываться, документы разные подписывать». Забегая вперед, скажу, что в Ловозере в новой Богоявленской церкви сегодня звучит один из уце левших колоколов старой колокольни, разобран ной в 1937 году. Долгие годы он провалялся в по жарке, пока уезжавший с Севера начальник пожар ной части А. Егоров не прихватил его с собой, что бы тот случаем не переплавили на нужды какие, рассчитывая на русское авось, а вдруг еще сгодит ся. И по прошествии времени, когда в Ловозере открыли новую церковь, вспомнили о колоколе. Помог вернуть его ловозерский предприниматель С. А. Бондарев, выделив на поездку за ним деньги. На Крещение 2000 года в Богоявленской церкви прошла первая храмовая служба уже с «родным» колоколом, о чем и сообщила землякам Анна Куз нецова, сотрудник газеты «Ловозерская правда». 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz