Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ КРУШЕНИЕ КОЛОКОЛОВ В 30-Е ГОДЫ Колокола на привязи. А хочется до боли, Чтоб на Москве расхристанной С высоких колоколен Слетелись звоны птахами И, обнимая души, Веселыми размахами Заставили мир слушать. В. В. Турапин 1991 году 6 октября трагически оборва лась жизнь одного из любимых поэтов русской земли Игоря Талькова, впер вые представившего зрителю в конце 80-х годов песню «Россия», в которой поэт и певец раскрыл перед слушателя ми и великолепный художественный экскурс в историю, сделанный с исполь зованием мотивов церковных песнопе ний и колокольный звон. Он остро чув ствовал, как враждебные силы наседа ют на его любимую родину, бросился на борьбу с этими силами одним из пер вых, отважился заговорить об истори ческой правде нашего государства от крыто с телевизионного экрана, за что вскоре и поплатился жизнью. Услышав «Россию», Талькова народ стал задумы ваться, а все ли в нашей официальной истории правда? Священной музыкой времен Над златоглавою Москвою Струился колокольный звон, Но, даже самый тихий, он Кому-то не давал покоя... Игорь Тальков. «Россия» Писатель Иван Евдокимов, «вдох новенный певец революционного пере устройства мира», как пишет о нем Вик тор Гура, и в то же время «воинствую щий защитник искусства древней Руси, большой знаток деревянного зодчества и живописи Русского Севера», еще в повести «Сиверко», события в которой разворачи ваются накануне и во время революции 1905 года, обратил внимание на колокольные звоны в Волог де, где «на соборной колокольне качал тыком коло кол в три тысячи пудов: от Ивана Грозного пода рок городу Волоку. Медный дядюшка раздельно, гу сто выговаривал: Певчме... соборные... в кабак... в кабак пошли... А ему поддакивали из улиц, тупиков, переул ков, с площадей мелкотные колоколишки: настав лено было в Волоке церковья, как зерен на лопате. Кости боярские, посадские, купеческие услажда лись под спудом медною славою —храмоздатели. Не для бедного люда был такой трезвон — испо- кон века кости бедного люда вывозили за околицу, на кладбище Горбачевское. От звона будто мед ная обшивка была на небе, а звезды — гвозди. От застав гудки заводские вмешивались в колоколь ную потасовку, путали, глушили благолепие...» (Евдокимов, 1983. С. 28). В начале повести автор описывает с каким во сторгом герой его, мальчишка Кенка, забирался на колокольню с мальчишками позвонить. И вдруг его сознание к концу повести резко озлобляется про тив звона и колоколов: «На всех колокольнях и звон - ницах ребята всех приходов кто во что горазд на званивали в колокола. Еще недавно Кенка не сходил с колокольни, звонил по очереди с ребятами, — те перь он слушал колокольную суматоху, и ему была противна многоголосая медная пасхальная глотка. — Как в набат бьют! — сказал Кенка. — По снимать бы все колокола!» (Евдокимов, 1983. С. 92). Надо понимать, что вот из таких мальчишек к 30-м годам и сформировывались противники ко- 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz