Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА И ГОРОДА Колокола Санторина Поэтесса из Мончегорска Мурманской облас­ ти Александра Ванеева посвятила одно из своих стихотворений Мончегорскому Свято-Вознесен- скому кафедральному собору: «Без убора головно­ го город жил,/ Без креста, без маковки, без звона,/ Лишь туман над Имандрою плыл,/ Отражался в водах лес зеленый». Никто не думал, что здесь в го­ роде металлургов возникнет храм, что: «В празд­ ник запоют колокола,/ Звон малиновый над горо­ дом плывет,/Наполняет радостью сердца,/В суе­ те погрязнуть не дает»\ А вот как описывает возрождение Троицкого храма в Кильмези Вятской области Владимир Кру- пин: «...со звоном пока не налажено. Когда начина­ ется крестный ход, он проходит не под благовест праздничного трезвона, а под звуки одного колоколь­ чика, который несет и трясет приехавший алтар­ ник. Колокольчик призывает всех кильмезян в шко­ лу благочестия, в храм, на уроки спасения души» (Крупин, 2005. С. 35)', «Мальчишки сбегали к церк­ ви, сказали, что колокол будут поднимать завтра. А оказалось, что подняли сегодня. Вот обидно. При­ шел к церкви, там человек семь взрослых, крепких мужиков, довольный батюшка. Постелили широкие доски на лестницу, по доскам и поднимали. Но еще работы много, надо колокол возвести на его высо- ' Ванеева А. «Храм». ту. Язык прикреплен. Днем я его относил. Килограм­ мов пять, говорили встречные, когда я давал подер­ жать и объяснял, что это за предмет такой, как кованая чугунная колотушка. Колокол служил в пожарной лет семьдесят, спасибо ей за это. Могли и переплавить » (Крупин, 2005. С. 101). На Украине на металлургическом заводе в г. До­ нецке были отлиты первые церковные колокола для одного из самых знаменитых монастырей Оп- тиной Пустыни в Калужской области. Один из них — 2-метровый бронзовый весит 6,7 тонн. Оформление его точно соответствует церковным канонам: рельефная надпись вокруг головы и на юбке, традиционное выполнение декоративных ободков, культура орнаментов, шрифтов и икон. А в качестве клейма мастера —логотип и наимено­ вание предприятия. «Это первый на Украине опыт литья колоколов такого веса», — отмечается в за­ водском пресс-релизе. О колоколах Оптиной Пустыни пишет Влади­ слав Артемов: «...Соберутся черные м о н а хи ,/ Опытны, внимательны, тихи,/ И пойдут и „охи“ тут, и „ахи“ —/ Спору нет, весомые гр е х и /И с су­ ровым видом, с недовольным,/ Станут их крестить они крестом,/ Изгонять их звоном колокольным,/ Изводить молитвой и постом». 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz