Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ желее, тем ниже его голос. О языке колокола читаем в произведении русского писателя А. И. Куп­ рина «Мой паспорт»: «Грушевидный язык его тяжел и долго скрипит своим ухом, пока его рас­ качиваешь. Ба-ам!.. Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах боль­ но от мощных медных колебаний. Еще!., еще...» (Оловянишников, 2003. С. 365). История знает случаи, когда колоколам вы­ рывали «языки», лишая их голоса, отрубали «уши», выставляли на позор, а провинившихся ссылали в Сибирь. У поэта Сергея Маркова в стихотворении «Трижды три» говорится о золо­ том, серебряном и медном веках. Так вот, мед­ ный призывает нас не роптать, так как «...он — тяжел,/ В битвы кличет, не к блинам,/ Не жа- леючи голов,/ И — повыдергать он р а д / Языки колоколов/ Словно свёклины из гряд!» А еще существует легенда о царском серебря­ ном колоколе. М. И. Пыляев сообщает о круше­ нии императорского поезда между станциями Борки и Тарановка близ Харькова, которое про­ изошло 17 октября 1888 года. Последствия были крайне тяжелыми: погибло —21 человек, ране­ ны —24, но, как чудо, —из царской семьи никто не пострадал. И по мысли архиепископа Амвро­ сия и инициативе духовенства Харьковской епар­ хии в память об этом чудесном спасении цар­ ственных особ было принято решение отлить ко­ локол из чистого серебра. 14 октября 1890 года двадцатипудовый колокол был поднят и укреп­ лен на первом ярусе колокольни Харьковского Успенского кафедрального собора. На лицевой стороне серебряного колокола находились вензелевые изображения имен цар­ ственных особ, а под ними —пять медальонов с надписями славянской вязью: Николай, Ксения, Георгий, Ольга и Михаил. На оборотной стороне надпись, кто соорудил колокол, а вокруг вала: «Сей серебряный колокол сооружен в 1889 году усердием духовенства Харьковской епархии в па­ мять чудесного спасения 17 октября 1888 года от смертной опасности, при крушении близ города Харькова железнодорожного поезда Государя Им­ ператора Александра III, Государыни Императ­ рицы Марии Федоровны и Августейших детей их Наследника Цесаревича Николая Александровича, Великих князей — Георгия и Михаила Александро­ вича и Великих Княжен Ксении и Ольги Александ­ ровны». Благовест колокола должен был разда­ ваться ежедневно в час крушения императорско­ го поезда. Но после революции 1917 года, в ре­ зультате многократных оккупаций Харькова, двадцатипудовый серебряный колокол бесследно исчез. «...В чужом столетье ты — чужой/Пусть глух и нем простор бесправный,/ Не зря ж о том, что сгинет м гла ,/ Звенят над Русью православ­ ной/ Воскресшие колокола»'1. Думали, что больше не услышим, Но застыл белоколонный храм: Звон пошел по облакам, по крышам, А потом по дрогнувшим сердцам. Вот он —русский, Вот он — свой, окольный, Самый тот — Малиновый, родной, Позабытый всеми, колокольный Над моей старинной стороной. В медном звоне сила вековая, И любви, и верности обет. Будит он живых, не умолкая, Поминая всех, кого уж нет. Кто услышит, тот умом рассудит, И сильней уверует с тех пор: Русь она в душе и есть, и будет, Вечная, всему наперекор! Н. Рачков. «Арзамасские колокола» Упоминает о серебряном колоколе и русский писатель В. Никифоров-Волгин в произведении «Оскудение»: «Недавно, во время полуночницы, упал с колокольни самый дорогой — подарок цар­ ский — серебряный колокол». Золоченые колокола имеются только в горо­ де Таре, в Сибири, при церкви Казанской Божь­ ей Матери. Их там шесть, все они небольшие — от 16 до 720 кг. Вызолочены они, как гласит ле­ генда, татарским мещанином Семеном Можай- тиновым. Интересно, что в литературе слово колокол стало приобретать новые глагольные формы — колоколить, колоколится... Французский писа­ тель Франсуа Рабле в романе «Гаргантюа и Пан­ тагрюэль» разоблачает скудоумие, бесплодное умствование схоласта, который, произнося о ко­ локоле речь, вставляет такую фразу: «Каждый колокол колокольный, колоколящий на колоколь­ 1Цыбин В. «Разбит гранит тяжелых статуй». 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz