Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА И ГОРОДА О Суздале стихотворение и Николая Флерова: «...Когда ж колокола и купола/ Не день, не два и пели и сияли». Вятич А. В. Рева дал своему стихотворению название «Нижегородская», посвящая его Ниже­ городской ярмарке: ...В рядах больших колоколов прислушайся к живому звону и выбирай, какой малинов? Или — какой полиелей? Как голос колокола длинен, А этого — еще длинней! Приказчику в сторонке гаркни: «Трехсотпудовый... завернуть! И нынче же грузить на барку, И выпроводить в добрый путь!» Чтоб в Костроме аль Ярославле Его «под купол » вознесли, Чтоб он высоким словом славил Впредь ярмарку всея Руси! Успенской церкви Воронежа, архитектурному памятнику XVII века, посвятил свое стихотворе­ ние Иван Щелоков. В предисловии он пишет, что по преданию в Великую Отечественную войну, освобождая правобережье города от фашистов, красноармейцы молились при виде храма: «Город сер от бомбежек и горя/Кровь рябин на губах гор­ ч и т / Храм Успенский под снежным взгорьем/ С довоенных годов молчит /Ах, куда жэти годы сги­ нули !/ Помнит Русь, как среди скорбей/ Плакал колокол на могилами/Православных: своих сыновей/ <...> У бойцов в наступленье нервы —/ Звуки ты­ сячи колоколов.../Не успели лишить их веры,/Хоть и сбили кресты с куполов »'. А Владимир Макаренков «Смоленску»: «И, слушая глас с колоколен,/ Я чувствую святость т вою / Смоленск, ты веками насолен/ И в мирном труде, и в бою». Владимир Григорьев в статье «Из германского города Любек в Старую Руссу вернулся уникаль­ ный колокол» сообщил, что 19 февраля 2001 года немцы вернули Старой Руссе колокол, вывезенный из России в годы Второй мировой войны, во вре­ мя оккупации, на свою историческую родину. От­ лит он был в 1672 году в городе Любеке знамени­ 1Щелоков И. «Успенская церковь». тым мастером Альбертом Беннингом и передан Старой Руссе Петром первым. В 1941-м его нашли немецкие солдаты и доложили командованию, ко­ торое тут же приняло решение вновь вернуть его в Германию. В то время наши колокола фашисты плавили на пушки по велению одного из самых из­ вестных ненавистников колоколов Геббельса. Ко­ локол из Старой Руссы уцелел чудом. Его спасли простые немецкие жители. В Старую Руссу он вер­ нулся в день освобождения города от немецких за­ хватчиков. На торжественную церемонию прибы­ ли представители власти Любека. Ульрих Майен- борг, сенатор г. Любека (ФРГ) сказал, что этот день должен стать между Любеком и Старой Руссой днем мира и дружбы. Удалось обнаружить и несколько посвящений колокольной Вологде. Например, в письмах Инно­ кентия Анненского, не по своей воле остановивше­ му свой выбор на этом провинциальном городе в Вологодском крае. Своему доброму другу Екате­ рине Мухиной он писал: « Вологда — поэтический город <...> и колокола звонят целый день... Колоко­ ла меня будят, они тревожат меня» —и далее: «Боже, боже, сочинил ли кто-нибудь в Вологде хоть один гекзаметр под эту назойливую медь?..» (Ан­ ненский, 1979. С. 465). Колокола-колокольчики для Анненского — знак Вологды, свадебная история, проступающая сквозь плотный звуковой фон «разбитного дроб­ ного звона»: Динь-динь-динь, Дини-дини... Дидо Ладо, Дидо Ладо... Дида Лиде ладили. <...> Холили — не холили, Водили — неволили, Мало ль пили, боле лили, Дида Ладу золотили. Дяди ли, не дяди ли, Ладили-наладили — <...> Деньги дида милые, А усы-то сивые... Динь! Владимир Колычев в своем посвящении к стихотворению «Колокола России и Америки» 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz