Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА И ГОРОДА У Сысоя Художник Александр Косничев 1970 г. Что же это за звон такой Ионинский? Оказы­ вается, он приобрел это название потому, что был установлен тем самым митрополитом Ионою Сы- соевичем, который управлял Ростовской Епархи­ ей и отлил в Ростове три самых замечательных колокола: Сысой, Полиелеиный и Лебедь. И звон Егорьевский, или Георгиевский, полу­ чивший свое начало от епископа Георгия Дашко­ ва, управлявшего Ростовскою Епархией с 1718 года по 1730 год. Существует в Ростове и Акимовский звон, ус­ тановленный архиепископом Иоакимом, управля­ ющим Ростовской Епархией с 1731 годапо 1741 год. Можно в этом ряду назвать еще и будничный звон, употребляемый от недели Фоминой до отда­ ния Пасхи, и Арсениевский. М. Н. Тюнина приводит выписку из письма ей В. Д. Мартьянова, датированного 24 апреля 1963 года, в котором пишет, что спас ростовские колоко­ ла нарком А. В. Луначарский, взявший в 30-х годах их под свою защиту. Собрав работников укома и актив, сказал: «Храните исторические ценности и памятники Ростова и отвечайте за сохранность их». Потом в шутку добавил: «Рубите руки тому, кто посягнет на целость их! Ему обязан Ростов за сохранность кремля, благодаря ему сохранились ро­ стовские колокола» (Колокола, 1985. С. 145). У многих на памяти остался страшной силы смерч, пронесшийся над городом в 1953 году, ши­ рина зоны его действия достигала 550 метров. В считанные секунды этот смерч тогда смел все гла­ вы церквей, все башни Ростовского кремля, все кровли. Разрушения были чудовищными, после них реставраторам пришлось вести восстанови­ тельные работы почти десять лет. Все восстанови­ ли, все сберегли. И, конечно, могучую четыреха­ рочную звонницу, построенную в 1682-1687 годах, на которой исполнялись знаменитые ростовские звоны: всполошные —возвещавшие об опасности, будничные, праздничные благовесты, шуточные, плясовые. А великие ростовские звонари-искус­ ники колокольную музыку даже на ноты сумели переложить. Послушать ростовские колокольные звоны в город специально приезжал даже Гектор Берлиоз, который писал об этом в письмах, издан­ ных в Париже в 1869 году. Андрей Семашко рассказывает о научном со­ труднике музея-заповедника Ростова, звонари- 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz