Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА И ГОРОДА У Сысоя Художник Александр Косничев 1970 г. Что же это за звон такой Ионинский? Оказы вается, он приобрел это название потому, что был установлен тем самым митрополитом Ионою Сы- соевичем, который управлял Ростовской Епархи ей и отлил в Ростове три самых замечательных колокола: Сысой, Полиелеиный и Лебедь. И звон Егорьевский, или Георгиевский, полу чивший свое начало от епископа Георгия Дашко ва, управлявшего Ростовскою Епархией с 1718 года по 1730 год. Существует в Ростове и Акимовский звон, ус тановленный архиепископом Иоакимом, управля ющим Ростовской Епархией с 1731 годапо 1741 год. Можно в этом ряду назвать еще и будничный звон, употребляемый от недели Фоминой до отда ния Пасхи, и Арсениевский. М. Н. Тюнина приводит выписку из письма ей В. Д. Мартьянова, датированного 24 апреля 1963 года, в котором пишет, что спас ростовские колоко ла нарком А. В. Луначарский, взявший в 30-х годах их под свою защиту. Собрав работников укома и актив, сказал: «Храните исторические ценности и памятники Ростова и отвечайте за сохранность их». Потом в шутку добавил: «Рубите руки тому, кто посягнет на целость их! Ему обязан Ростов за сохранность кремля, благодаря ему сохранились ро стовские колокола» (Колокола, 1985. С. 145). У многих на памяти остался страшной силы смерч, пронесшийся над городом в 1953 году, ши рина зоны его действия достигала 550 метров. В считанные секунды этот смерч тогда смел все гла вы церквей, все башни Ростовского кремля, все кровли. Разрушения были чудовищными, после них реставраторам пришлось вести восстанови тельные работы почти десять лет. Все восстанови ли, все сберегли. И, конечно, могучую четыреха рочную звонницу, построенную в 1682-1687 годах, на которой исполнялись знаменитые ростовские звоны: всполошные —возвещавшие об опасности, будничные, праздничные благовесты, шуточные, плясовые. А великие ростовские звонари-искус ники колокольную музыку даже на ноты сумели переложить. Послушать ростовские колокольные звоны в город специально приезжал даже Гектор Берлиоз, который писал об этом в письмах, издан ных в Париже в 1869 году. Андрей Семашко рассказывает о научном со труднике музея-заповедника Ростова, звонари- 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz