Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ На колокольне Ростова Великого Фото Н. Большаковой Ярославле на заводе мастера Ярославскаго купца СеменаДмитриевича Чарышникова. Весу в нем 171 пуд. 5 фунт.» На поле между головой и юбкой колокола на­ ходятся четыре рельефных изображения: Божией Матери Владимирской, Святителя Леонтия, Св. Исайи, Св. Игнатия Ростовских Чудотворцев, а между ними —по три херувима. Пятый колокол с необычным названием Баран, в 80 пудов, вылит в 1654 году. Около головы и кра­ ев рельефная надпись, выполненная также славян­ ской вязью. Вверху вокруг головы: «Лета 7162 г. при державе Благочестиваго Государя Царя и Ве­ ликаго Князя Алексея Михайловича всея Руссии и Самодержца и при великом господине Святейшем Никоне Патриархе Московском», внизу: «и всея Руссии и при великом господине Преосвященном Ионе митрополите Ростовском и Ярославском, лит сей колокол в Ростов к соборной и апостольстей церкви Пречистыя Богородицы Святаго и Славна- го Ея Успения и к великим Ростовским Чудотвор­ цам Леонтию и Исайю и Игнатию. Лил сей колокол мастер Емельян Данилов. Весу в нем 80 пуд.» Шестой колокол — Красный — 30 пудов, не имеет на себе ни надписи, ни каких-либо рельеф­ ных изображений. Тон его соответствует ноте соль, находящейся между четвертой и пятой линиями нотной системы и производит 369,25 колебаний в секунду. Тон седьмого колокола под именем Козел, в 20 пудов, приближается к ноте ля, находящейся на пятой линии нотной системы с басовым ключом. ^Вследствие чего этот самый Козел чрезвычайно разноголосит с остальными колоколами, за что и был прозван этим неблагозвучным именем. Имеется еще восьмой, без имени, Ясак, прозы­ ваемый в церковном уставе Кандия —маленький колокол, или звонец, напоминающий звонарю о времени благовеста или звона. Ясак повешен не на колокольне, а на восточной стене самого храма, у окна против жертвенника. Звонница Ростовского кремля считается оли­ цетворением торжества духа русского народа над всем земным и временным и являет собой глубо­ кий духовный символ. И, как пишет А. Хлуденцов, в нижнем ярусе ее находится недавно возвращен­ ный Русской Православной Церкви храм Входа Господня в Иерусалим, четыре главы которого, «венчающие звонницу, символизируют четырех евангелистов, учеников Христовых. А сами колоко­ ла (в далёком XVII веке их на звоннице было две­ надцать) - это апостольские гласи, которые раз­ носят благую весть о Спасителе от края до края земли » (Хлуденцов, 2007. С. 8). У поэта военного времени Евгения Савинова есть стихотворение «Успенская звонница в Росто­ ве Великом», в котором поэт упоминает не только название колокола Сысоя, но и Ионинский звон: Я пью, как брагу, высоту У края обветшалой звонницы, А ей, немой, невмоготу Молчать — и только тяжко стонется. Дружили предки с высотой... Как вздох глубинный русской совести, Ростовский богатырь Сысой Гремел на все лесные волости. Дубравам навевая сон, Вечеровую даль расклинивал Ионинский раздольный звон, Звон патриарший, звон малиновый... 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz