Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ На колокольне Ростова Великого Фото Н. Большаковой Ярославле на заводе мастера Ярославскаго купца СеменаДмитриевича Чарышникова. Весу в нем 171 пуд. 5 фунт.» На поле между головой и юбкой колокола на ходятся четыре рельефных изображения: Божией Матери Владимирской, Святителя Леонтия, Св. Исайи, Св. Игнатия Ростовских Чудотворцев, а между ними —по три херувима. Пятый колокол с необычным названием Баран, в 80 пудов, вылит в 1654 году. Около головы и кра ев рельефная надпись, выполненная также славян ской вязью. Вверху вокруг головы: «Лета 7162 г. при державе Благочестиваго Государя Царя и Ве ликаго Князя Алексея Михайловича всея Руссии и Самодержца и при великом господине Святейшем Никоне Патриархе Московском», внизу: «и всея Руссии и при великом господине Преосвященном Ионе митрополите Ростовском и Ярославском, лит сей колокол в Ростов к соборной и апостольстей церкви Пречистыя Богородицы Святаго и Славна- го Ея Успения и к великим Ростовским Чудотвор цам Леонтию и Исайю и Игнатию. Лил сей колокол мастер Емельян Данилов. Весу в нем 80 пуд.» Шестой колокол — Красный — 30 пудов, не имеет на себе ни надписи, ни каких-либо рельеф ных изображений. Тон его соответствует ноте соль, находящейся между четвертой и пятой линиями нотной системы и производит 369,25 колебаний в секунду. Тон седьмого колокола под именем Козел, в 20 пудов, приближается к ноте ля, находящейся на пятой линии нотной системы с басовым ключом. ^Вследствие чего этот самый Козел чрезвычайно разноголосит с остальными колоколами, за что и был прозван этим неблагозвучным именем. Имеется еще восьмой, без имени, Ясак, прозы ваемый в церковном уставе Кандия —маленький колокол, или звонец, напоминающий звонарю о времени благовеста или звона. Ясак повешен не на колокольне, а на восточной стене самого храма, у окна против жертвенника. Звонница Ростовского кремля считается оли цетворением торжества духа русского народа над всем земным и временным и являет собой глубо кий духовный символ. И, как пишет А. Хлуденцов, в нижнем ярусе ее находится недавно возвращен ный Русской Православной Церкви храм Входа Господня в Иерусалим, четыре главы которого, «венчающие звонницу, символизируют четырех евангелистов, учеников Христовых. А сами колоко ла (в далёком XVII веке их на звоннице было две надцать) - это апостольские гласи, которые раз носят благую весть о Спасителе от края до края земли » (Хлуденцов, 2007. С. 8). У поэта военного времени Евгения Савинова есть стихотворение «Успенская звонница в Росто ве Великом», в котором поэт упоминает не только название колокола Сысоя, но и Ионинский звон: Я пью, как брагу, высоту У края обветшалой звонницы, А ей, немой, невмоготу Молчать — и только тяжко стонется. Дружили предки с высотой... Как вздох глубинный русской совести, Ростовский богатырь Сысой Гремел на все лесные волости. Дубравам навевая сон, Вечеровую даль расклинивал Ионинский раздольный звон, Звон патриарший, звон малиновый... 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz