Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ (Тосин, 2002. С. 244), а также вечевые, ссыльные, пленные и даже разбитые... По этому поводу у М. И. Пыляева в книге «Старое житье» при водится рассказ о разбитом колоколе села Мошка Муромского уезда Владимирской губер нии, в древности вотчины князей Воротынских. «На колокольне этой церкви есть колокол с над писью, что он пожертвован в 1546 году князем Алексеем Ивановичем Воротынским. Колокол этот давно разбит; но народ бережет его как святыню, и каждый из стариков этого села во время Пасхи хоть один раз побывает на коло кольне, чтоб ударить в разбитый колокол. На родное предание почему-то почитает этот ко локол за святость» (Пыляев, 2000. С. 472). Были колокола и политические... Колокола —символы. В Краткой литератур ной энциклопедии московского издательства 1960 года говорится, что «Колокол» это бесцен зурная русская газета, издаваемая А. И. Герце ном и Н. П. Огаревым и выходившая под деви зом на титульном листе «Зову живых» —началь ными словами из «Песни о колоколе» Ф. Шил лера. Этот «Колокол» стал голосом и совестью эпохи, сплотив вокруг себя передовые обще ственные силы в России и эмиграции на почве широкой программы социально-политических преобразований в середине XX века. Русский революционер, поэт Николай Ога рев написал даже стихотворение, открывавшее первый номер газеты, которое называлось «Пре дисловие к „Колоколу"»: «В годину мрака и пе чали ,/ Как люди русские молчали ,/ Глас вопию щего в пустыне/ Один раздался на чужбине». Приведу только небольшую часть его: И он гудеть не перестанет, Пока — спугнув ночные сны — Из колыбельной тишины Россия бодро не воспрянет И крепко на ноги не станет! И, непорывисто смела, Начнет торжественно и стройно, С сознаньем доблести спокойной, Звонить во все колокола. В романе украинской писательницы Оксаны Иваненко «Мария» многие страницы посвящены «Колоколу» и разговорам прогрессивной интел лигенции того времени о нем: «Любезный Герцен! Недавно слова „освобождение крестьян “в России были приняты с восторгом и удивлением всей Ев ропой. Государь, начавший и совершивший это ве ликое дело, одним этим уже поставил себя в чис ло величайших благодетелей человечества. А те перь, — я это говорю с горестью, — доброе дело запятнано невинной кровью. Теперь долг тех, ко торые рукоплескали великому поступку, поднять голос проклятия на совершителей отвратитель ного злодейства. Пусть Ваш журнал, справедливо оцененный в России, передаст слово сочувствия от народа итальянского несчастной и героической Польше и слово благодарности храбрым воинам русским, которые, как Попов, сломали свою саблю, чтоб не обагрить ее в крови народа; передайте, с тем вместе, крик негодования народов европейских против виновника гнусной бойни. Преданный Вам Д. Гарибальди» (Иваненко, 1985. С. 279). Прошло больше века, и вновь название «Ко локол» зазвучало в нашей стране. В конце 1999 года при Никольском храме, по благословению настоятеля, благочинного Зеленоградских цер квей, протоиерея Владимира Харитонова появи лось Православное молодежное объединение «Колокол», в котором православная молодежь Зеленограда основной целью своего объедине ния поставила помощь друг другу в определении жизненных целей и реализации талантов. В Мурманске основан свой «Колокол» —мо лодежный театр-студия. Журналист Д. Белов в статье «„Колокола1. Премьера» пишет, что чело век стоит перед выбором образа жизни, позиции, оценки событий, происходящих в стране и вне ее. И молодым особенно нелегко определить эту свою позицию. И не случайно в поиске истины люди все чаще обращаются к прошлому своей страны. Этим призывом вдохновлен и новый спектакль Мурманского молодежного театра-сту- дии, поставленный по трем поэмам: «210 шагов» Р. Рождественского, «Зоя» М. Алигер и «Время ,,Ч“» Н. Добычиной. В спектакле звучат стихи Андрея Вознесенского и Льва Ошанина, музыка из симфонических произведений, колокольные звоны, хоры отрывки из рок-оперы «„Юнона1 и „Авось1», композиции группы «Генезис»... Однако вернемся к медным глашатаям, ко торым приписывались способности говорить и слышать человеческую речь, чувствовать и пе реживать. И немудрено, ведь колокол имеет свою голову, шейку, тулово, оплечье, голос, язык, губы, уши, плащ, юбку, рубашку, колпак. Мно гие имеют свои прозвища и даже свою судьбу. Голос колокола несет в себе гармоничное соче тание сразу нескольких звуков, что зависит от формы чаши, толшины стенок, веса. Чем он тя- 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz