Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА И ГОРОДА шения старого жизненного уклада русских людей, некая обреченность, да и предчувствие запрета на колокольный звон: Нету лиц у них и нет имен, — Песен нету! Заблудился ты, кремлевский звон, В этом ветреном лесу знамен. Помолись, Москва, ложись, Москва, на вечный сон! Марина Цветаева. «Над церковкой —голубые облака...» Цветаева понимает, что к прошлому возврата не будет, понимает, что изменится и ее собствен ная жизнь, и потому с нотками отчаяния воскли цает: «Над черною пучиной водною - / Последний звон./Лавиною простонародною/Низринут т р о н / Волочится кровавым волоком/Пурпур царей /Гре ми, греми, последний колокол/ Русских царей!»1 И теперь Москва у нее приобретает уже дру гой облик: « Чуть светлеет/ Спешит, сбегается/ Мышиной стаей/ На звон колокольный/ Москва подпольная»2. РОСТОВСКИЕ КОЛОКОЛА и звоны Ростов Великий считается одним из самых ста рейших русских городов, расположенный в 200-х километрах к северо-востоку от Москвы. Стоит он на живописном берегу озера Неро, сохранившего свое древнее имя, данное ему еще до прихода на эту землю славянского народа. Это еще и один из туристических центров Рос сии, прославившейся своими архитектурными па мятниками XVI-XVII веков, к которым принад лежат ансамбли Ростовского кремля и несколько монастырей, благодаря которым город считается красивейшим среди северных русских городов. Особенно его Успенский собор —усыпальница ро стовских князей и митрополитов, с рядом нахо дящейся звонницей, с которой и можно услышать знаменитые ростовские колокольные звоны. Священнослужитель, активный пропагандист и деятельный преобразователь русского звона по образцу западноевропейской мажорно-минорной системы, Аристарх Александрович Израилев пи сал: «Митрополит Иона III Сысоевич, управлявший ростовской епархией 39 лет, с 1652 года августа Чугунные била с разм аху калеча, Ростовские звоны гудят и гудят. На вече, на встречи, на смертные сечи, Куда позовет еще этот набат? И так я живу, их грозой оглушенный, Под серой холстиной осеннего дня. Ростовские звоны, ростовские звоны, Вы вечно гудите в крови у меня. Михаил Матусовский 15 дня по 1690 год июля 5 день, устроил много вели колепных зданий в Ростове и имел, как видно, изящ ный вкус ко всему высокому и изящному. Он, между прочим, построил при Успенском соборном храме, на юго-восток от алтаря, одноярусную колоколь ню, вышиною в 10 сажен, длиною в 15сажен, а шири ною в 5 сажен, и снабдил ее весьма замечательны ми колоколами» (Музыка колоколов, 1999. С. 152). Перечислим самые известные колокола. Пер вый, Большой, приобретенный митрополитом Ионой, назван им в честь родителя, схимонаха Сы- соя, —Сысой, весом в 2000 пудов, отлитый в Рос тове в 1688 году. В сохранившейся записи, сделан ной митрополитом, читаем: «На своем дворишке оью колоколишки, хвалят людишки». Около голо вы и на юбке Сысоя —рельефная надпись, выпол ненная славянской вязью. Вверху, вокруг головы, написано: «Лета 7197 г. Ноемврия в 11 день. При державе Великих Государей, Царей и Великих Кня- 1Цветаева Марина. «Над черной пучиной водною...» 2Цветаева Марина. «Чуть светлеет...» 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz