Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА И ГОРОДА лачами», «В Москву ездили, чтобы хлеба-соли по­ кушать, красного звона послушать», «В Москве густо звонят, да жидко едят». Но подобные звоны остались в прошлом. Знавала Москва и колоколь­ ное безмолвие, и как же радостно читать в «Роман- журнале XXI век» вступительную статью секрета­ ря Союза писателей России Валерия Николаеви­ ча Ганичева о возрождении еще одного колокола: «... мы не можем без этого глубинного, соединяю­ щего звона, ибо, когда он несется от Санкт-Петер­ бурга до Владивостока, то вся Россия под этим зву­ ком оберегается, сохраняется, возвышается. И вот уже зазвонили колокола в воздвигнутых храмах Сибири, возрожденных церквях Полесья, понесся звон с новгородской Софии, громыхнул Исакий, за­ стенчиво, чуть слышно слетел звук от сельской де­ ревянной церковки Поморья. Но как нам в России не хватало Великого коло­ кола над Троице-Сергиевой лаврой! Колокола, кото­ рый вместе с двадцатью пятью собратьями был сброшен в 1930 году со звонницы. Михаил Пришвин написал тогда в своем потаенном дневнике: „Это было очень похоже на зрелище публичной казни И вот свершилось! В пятницу Светлой седми­ цы мы после патриаршей службы и крестного хода стояли на площади лавры у колокольни и, затаив дыхание, смотрели, как сантиметр за сантимет­ ром поднимался вновь отлитый царь-колокол. Он вошел-вдвинулся мягко в колокольный проем, был „усажен“рабочими-виртуозами в свое ложе, как будто никогда и не покидал его. На Троицу понесется над Сергеевым Посадом, достигнет Москвы и эхом отзовется на Тихом оке­ ане его звон, сольется в едином поле звук, все более затягивая черные дыры над Россией, в которых крутятся сжигающие ультрафиолетовые лучи без­ верия, цинизма, пошлости, хамства. Верно говорят, что от колокольного звона разбегаются бесы, гиб­ нут болезнетворные бактерии, рассасываются опухоли» (Ганичев В. 2004,). А в журнале «Родина» № 9 за 1990 год читаю статью Виталия Ястржембского «Из МХАТа - на колокольню» о том, что знаменитый Московский Художественный академический театр передал Покровскому храму колокол. Не новый отлитый, а сохраненный театром еще с 30-х годов. Прочи­ танная надпись на колоколе проливает свет на историю его рождения: «Помощию всемогущаго Бога в лето 7419 (1910 г.) месяца октября 27 дня слит сей колокол в царствующий градМоскву в храм Пресвятыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Покрова... Лит в граде Ярославле, в заводе товари­ щества П. И. Оловянишникова сыновья, весу 262 пуда 35 фунтов (4293 кг)...» Кто же помог этому колоколу спастись от не­ минуемой гибели в переплавке? Виталий Ястр­ жембский пишет, что «...молва приписывает это М. Горькому. Известный писатель часто виделся со Станиславским. В одной из его пьес был задуман колокольный звон. Значит, он мог быть в этом за ­ интересован. Впрочем, пока не беремся ничего ут ­ верждать окончательно. Но так или иначе во мха­ товском „подполье"колокол дожил до наших дней... Здесь, над Рогожским кладбищем, где покоится прах и „потомственной почетной гражданки “Феодосии Ермиловны Морозовой, чьим усердием „в память вечную о своих скончавшихся родственниках“был отлит сей колокол, гулким эхом прокатился тор­ жественный звон» (Ястржембский, 1990). Вновь над Москвой звонят колокола, Заливисто, малиново. Крылато! Но почему до моего села Доносится не звон, а... гул набата? Валентин Киреев. «Колокола» И если уж речь идет о московских колоколах, нельзя обойти вниманием и возрожденный храм Христа Спасителя и его главный колокол с назва­ нием Торжественный, как именовался и его не- сохранившийся предшественник. Причем это ока­ зался не только самый большой колокол храма, но и величайший из всех, отлитых в России в XX столетии: весом более 27 тонн, высотой —3,86 мет­ ра, диаметром —3,5 метра. Современный Царь-ко- локол... А некоторым уже казалось, что подобных мастеров в России теперь не найти. Ан нет, на­ шлись. Отливали колокол в литейном цехе ЗИЛа по всем правилам старинного литья, с освящением места отливки (самим Патриархом). И звучит он ныне на всю центральную часть Москвы. Коло­ кольный сплав его состоит из меди, олова и осо­ бых добавок, секрет которых мастера всегда дер­ жат в тайне...1 1 «Наука и религия», № 12,1997. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz