Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА И ГОРОДА лачами», «В Москву ездили, чтобы хлеба-соли по кушать, красного звона послушать», «В Москве густо звонят, да жидко едят». Но подобные звоны остались в прошлом. Знавала Москва и колоколь ное безмолвие, и как же радостно читать в «Роман- журнале XXI век» вступительную статью секрета ря Союза писателей России Валерия Николаеви ча Ганичева о возрождении еще одного колокола: «... мы не можем без этого глубинного, соединяю щего звона, ибо, когда он несется от Санкт-Петер бурга до Владивостока, то вся Россия под этим зву ком оберегается, сохраняется, возвышается. И вот уже зазвонили колокола в воздвигнутых храмах Сибири, возрожденных церквях Полесья, понесся звон с новгородской Софии, громыхнул Исакий, за стенчиво, чуть слышно слетел звук от сельской де ревянной церковки Поморья. Но как нам в России не хватало Великого коло кола над Троице-Сергиевой лаврой! Колокола, кото рый вместе с двадцатью пятью собратьями был сброшен в 1930 году со звонницы. Михаил Пришвин написал тогда в своем потаенном дневнике: „Это было очень похоже на зрелище публичной казни И вот свершилось! В пятницу Светлой седми цы мы после патриаршей службы и крестного хода стояли на площади лавры у колокольни и, затаив дыхание, смотрели, как сантиметр за сантимет ром поднимался вновь отлитый царь-колокол. Он вошел-вдвинулся мягко в колокольный проем, был „усажен“рабочими-виртуозами в свое ложе, как будто никогда и не покидал его. На Троицу понесется над Сергеевым Посадом, достигнет Москвы и эхом отзовется на Тихом оке ане его звон, сольется в едином поле звук, все более затягивая черные дыры над Россией, в которых крутятся сжигающие ультрафиолетовые лучи без верия, цинизма, пошлости, хамства. Верно говорят, что от колокольного звона разбегаются бесы, гиб нут болезнетворные бактерии, рассасываются опухоли» (Ганичев В. 2004,). А в журнале «Родина» № 9 за 1990 год читаю статью Виталия Ястржембского «Из МХАТа - на колокольню» о том, что знаменитый Московский Художественный академический театр передал Покровскому храму колокол. Не новый отлитый, а сохраненный театром еще с 30-х годов. Прочи танная надпись на колоколе проливает свет на историю его рождения: «Помощию всемогущаго Бога в лето 7419 (1910 г.) месяца октября 27 дня слит сей колокол в царствующий градМоскву в храм Пресвятыя Богородицы Честнаго и Славнаго Ея Покрова... Лит в граде Ярославле, в заводе товари щества П. И. Оловянишникова сыновья, весу 262 пуда 35 фунтов (4293 кг)...» Кто же помог этому колоколу спастись от не минуемой гибели в переплавке? Виталий Ястр жембский пишет, что «...молва приписывает это М. Горькому. Известный писатель часто виделся со Станиславским. В одной из его пьес был задуман колокольный звон. Значит, он мог быть в этом за интересован. Впрочем, пока не беремся ничего ут верждать окончательно. Но так или иначе во мха товском „подполье"колокол дожил до наших дней... Здесь, над Рогожским кладбищем, где покоится прах и „потомственной почетной гражданки “Феодосии Ермиловны Морозовой, чьим усердием „в память вечную о своих скончавшихся родственниках“был отлит сей колокол, гулким эхом прокатился тор жественный звон» (Ястржембский, 1990). Вновь над Москвой звонят колокола, Заливисто, малиново. Крылато! Но почему до моего села Доносится не звон, а... гул набата? Валентин Киреев. «Колокола» И если уж речь идет о московских колоколах, нельзя обойти вниманием и возрожденный храм Христа Спасителя и его главный колокол с назва нием Торжественный, как именовался и его не- сохранившийся предшественник. Причем это ока зался не только самый большой колокол храма, но и величайший из всех, отлитых в России в XX столетии: весом более 27 тонн, высотой —3,86 мет ра, диаметром —3,5 метра. Современный Царь-ко- локол... А некоторым уже казалось, что подобных мастеров в России теперь не найти. Ан нет, на шлись. Отливали колокол в литейном цехе ЗИЛа по всем правилам старинного литья, с освящением места отливки (самим Патриархом). И звучит он ныне на всю центральную часть Москвы. Коло кольный сплав его состоит из меди, олова и осо бых добавок, секрет которых мастера всегда дер жат в тайне...1 1 «Наука и религия», № 12,1997. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz