Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРА ТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ двадцать таких, как они. Медные края колокола были украшены узорами и чеканными картинками из жизни святых. —Бей! — весело закричал Степа. Илюша ухватился за толстый конец веревки и с трудом раскачал трехпудовый кованый язык, а когда ударил, оглушил сам себя. Бом!.. Потомраскачивать стало легче. Могучий язык, ударяясь, сам отскакивал от упругой меди. Вмес­ те со Степиными колокольцами получался согла­ сованный перезвон, точно колокола переговарива­ лись. — Рот открой! — кричал Степа, а сам дергал за веревочки, и колокольцы говорливо перекликались: дилинь-дон! Бум!.. Дилинь-дон! Бум!.. Илюша приходил в упоение от неизъяснимого счастья. Он улыбался, лицо раскраснелось. Ему ка­ залось, что от ударов его колокола гудит под нога­ ми вся колокольня. А он все раскачивал язык и уда­ рял то по одному, то по другому краю» (Жариков, 1971. С. 98-99). Таково первоначальное восприятие мальчиком колоколов, но по прошествии некоторого времени Церковь в Белом городе Москвы. Из книги Адама Олеария «Новое дополненное описание путеше­ ствия в Московию и Персию». Шлезвиг, 1656 г. революционный дух проникает в душу и Ильюше Барабанову, и он, глядя на колокольню «гордо под­ нявшую свой крест под самые облака », начинает думать уже по-другому: «Еще посмотрим, чья возьмет»... (Жариков, 1971. С. 112). Итак, московские колокола в описании разных людей отличались от других особым мелодичным звуком, потому как отливались они самыми зна­ менитыми литейщиками и пушечных дел мастера­ ми! А самыми знаменитыми колоколами были: на Успенской звоннице Московского Кремля —Боль­ шой, висевший на Филаретовской пристройке, ве­ сом более 65 тонн и отлитый в 1817-1819 годах. Здесь же Реут —32 тонны (1622), Вседневный — более 13 тонн (1652). На колокольнеТроицко-Сер­ гиевой лавры —Царь-колокол (тезка знаменитого кремлевского) весом более 53 тонн (1740), Году­ нов —около 30 тонн, Корноухий —более 20 тонн (1684). Колокол Саввино-Сторожевского монас­ тыря весил около 39 тонн (1667), большой коло­ кол Симоновского монастыря - i6 тонн (1677). Причем с увеличением веса колоколов увели­ чивалось и их количество. По свидетельству со­ временников только в Москве и ее пригородах в XVI-XVII вв. было более 4000 церквей, при каж­ дой из которых звучало от 5 до 10 колоколов. На­ верное, поэтому невообразимый гул стоял в Моск­ ве во время больших праздников, когда несколько десятков тысяч колоколов звонили одновременно. Сын швейцарского коммерсанта Бдэз Сандрар (1887-1961), исколесивший весь белый свет, на­ писал посвящение музыкантам и назвал его «Про­ за о транссибирском экспрессе и маленькой Жан­ не Французской». Приведем небольшой фрагмент его: Я был в Москве, в этом городе тысячи трех колоколен и семи железнодорожных вокзалов. Но мне не хватало ни этих вокзалов, ни тысячи трех колоколен, Потому что юность моя безумной и пылкой была, И сердце в груди у меня Пылало, как храм в Эфесе или как Красная площадь в Москве. Недаром в Москве появились поговорки: «Славится Москва невестами, колоколами да ка­ 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz