Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Строительство ее началось в XIV веке при Ива не Калите, за богатство прозванным в народе «Де нежным мешком». Когда же колокольня обветшала и разрушилась, другой князь-строитель —Иван III приказал на её месте возвести новую каменную башню-дозор. И хоть высока была колокольня Ивана III, но царь Борис Годунов надстроил ее еще на два яруса и позолотил макушку. Полюбился народу столп-великан. Лучшие звонари ударяли в двадцать с лишним колоколов, и вся Москва на полнялась праздничным гулом. У воронежского поэта Сергея Лисицкого в сти хотворении «Иван Калита» за счет срезания по этом строк очень четко слышится звон московских колоколов и ощущается резкий характер москов ского князя, собирающего поборы со всей Руси: «...Покорно Тверь/Несет я с а к / Он сам себе/Боль шой баскак/В егоже длань:/,Давай, ecu “./Берет ся дань/ Со всей Р у с и / Москва!/ Звонят колоко ла ». И далее: В молитвах - Днепр, Окай Дон... Трезвоны бьет, Льет звон, кружа... Коломна бьет, Гудит Можай... Москва! Сверкают купола. Москва! Звонят колокола. Звонят колокола и у писателя Ал. Алтаева в романе «Гроза на Москве»:« Было воскресенье. Зво нили колокола собора Михаила Архангела; им от зывался башенный бой фроловских часов, а вслед за ними залились немолчным веселым звоном колокола множества московских церквей, и вся Москва загу дела тысячами серебряных голосов...» (Алтаев, 1993. С. 141). Сохранились свидетельства, что до 1764 года при колокольне Ивана Великого служило 48 зво нарей, над которыми стоял староста. 12 декабря каждого года староста должен был докладывать царю о прибавлении дня, за что получал 24 рубля серебром, а 12 июня - о прибавлении ночи, после чего заключался на 24 часа в темную палату на Ивановской колокольне (Ковалив, 2003. С. 85). В 1838 году А. И. Полежаев написал свое по священие знаменитой колокольне под названием «Иван Великий»: Опять она, опять Москва! Редеет зыбкий пар тумана, И засияла голова И крест Великого Ивана! Вот он — огромный Бриарей, Отважно спорящий с громами, Но друг народа и царей С своими ста колоколами! Его набат и тихий звон Всегда приятны патриоту; Не в первый раз, спасая трон, Он влек злодея к эшафоту! Упомянутый выше духовный композитор Дмитрий Соловьев в петербургских «Прибавлени ях к Церковным Ведомостям» писал, что русский звон производит неотразимое впечатление даже на чужестранных и иноверных людей: «Один амери канец, находившийся в Москве во время священного коронования Их Величеств Императора Алексан- Ивановская площадь в Московском Кремле Художник Э. Гертнер. 1839 г. 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz