Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА И ГОРОДА му колоколу звучность, пришлось отнять от него, при помощи резца, до 40 ОООфунтов. В него звонят только в праздник крещения, который считается у москвитян самым священным. В этот колокол ударяют также, когда царь спит с царицею, с тем чтобы народ стал долиться за дарование им на­ следника, ибо дочерей в этой стране ни во что не ставят» (Россия XV -XV II вв. глазами иностран­ цев, 1986. С. 522). Читаем у И. Забелина: «Уже при Борисе Году­ нове, по словам архиепископа Елассонского Арсения, отлиты были два больших колокола: один для Мос­ квы в Патриархи, (в него звонили в великие празд­ ники), а другой —в монастырь Св. Троицы. „Подоб­ ной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире “» (Колокола России. 1995. С. 24). Молю себя я, Господи, иного — Возстави душу на Твои дела... На Бронной Иоанна Богослова К заутрене звонят колокола. Александр Русанов. «Все роздано и брошено на ветер...» Колокольный звон собирал народ к церквям, как уже отмечалось выше, и во дни венчания госу­ дарей на царство, на праздники, сообщал о беде, нападении врагов, звал русский народ на защиту своего отечества, что прекрасно отражено в кни­ ге П. И. Березова «Минин и Пожарский» (1957): «— Звони в сполошный колокол, —приказал Пожар­ ский караульному. Тревожно загудел самый большой колокол в цер­ кви Николы Зарайского. В кремль отовсюду сбега­ лись вооруженные люди: из Стрелецкой слободы — стрельцы, из Пушкарской слободы —пушкари... Во­ евода приказал всем ратникам снаряжаться и не­ медленно выступать в поход » (Захаров, 1980. С. 4). В русской былине «Никите Романовичу» на­ ходим следующие строки: «...Народ — христиане православный/ положили Любимова конюха/ на те на телеги на ордынския/ привезли до Ивана Вели­ кого,/ где кладутся цари и царевичи,/ где их роды, роды царския,/ завсегда звонят во царь-колокол » (Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым, 2000. С. 285). Москва — Кремль Художник Юрий Черепанов Самой знаменитой колокольней старой Моск­ вы, воспетой в стихах и прозе, до сих пор является колокольня Ивана Великого, которая видна была путникам за десять верст от Москвы. В честь кого же она была названа, когда нескольких князей мос­ ковских звали Иванами —Иван I (Калита), Иван II — Красный, (красивый), Иван III, Иван IV — (Грозный)? Определенного ответа пока нет. Назва­ ние это принято связывать не только с церковью Иоанна Лествичника, но и с именами великих кня­ зей, боровшихся за объединение страны, сверже­ ние татарского ига и возвышение Русского го­ сударства, —Ивана Калиты, Ивана III, Ивана IV. В стихотворении «Карамзин» у А. Н. Майкова чи­ таем: «А между тем гудит, гудит Иван Великий,/ Как бы из глубины веков идущий звон, —/ Благого­ вением душа моя объята,/ И всёмне говорит: „Сме есть место свято!..“» В конце XVI века народом о колокольне и ее звоне была сложена даже песня: У нас было на святой Руси, На святой Руси, в каменной Москве, В каменной Москве в золотом Кремле, УИвана было у Великого, УМихаила у Архангела, У собора у Успенского, Ударили в большой колокол. Раздался звон по всей матушке сырой-земле; Съезжалися все князья-бояре, Собиралися все люди ратные Во Успенский собор молитися. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz