Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ МОСКОВСКИЕ КОЛОКОЛА Москва! Первопрестольная! Так исстари вели чали столицу нашей родины. И не без основания, потому как именно в Москве в Успенском соборе Кремля на царство венчались все русские государи. 1547 год. Над Москвой торжественно звонят колокола. К Кремлю стекается народ. Венчается на царство Великий Князь Московский и всея Руси 17-летний Иван IV (Грозный). Священники Богу молитвы возносят, бояре трон дождем золотых монет осыпают, чтобы царствование его изобило вало благами... Свечой поднявшись над Москвой, Стоит перед лицом Владыки И держит крест над головой Иван Великий. И в этот колокольный час Томится затаенным звоном И - молча - молится за нас Невидимым иконам. М. Яшин. «Иван Великий» Но до царей сидели в Москве великие князья, в Задонщине «Слово о Великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андре евиче, как победили супостата своего царя Мамая» говорится: «На Москве кони ржут, звенит слава по всей земли Русской, трубы трубят на Коломне, буб ны бьют в Серпухове, стоят стязи у Дону великого на березе. Звонят колоколы вечные в Великом Но вегороде, стоят мужи навгородцкие у святыя Со фии...» (Задонщина, 1969. С. 382). И далее: «...А уже соколи и кречати, Белозер ские ястребы рвахуся от златых колодиц ис каме- на града Москвы обриваху шевковыя опутины, воз- вываючися под сыния небеса, звонечи злачеными ко локолы на быстром Дону, хотят ударыти на мно гие стады гусиныя и налебединыя, а богатыри рус- кия удальцы хотат ударыти на великия силы пога ного царя Мамая» (Задонщына, 1969. С. 386). Москва — звонят колокола, Москва - злотые купола, Москва - по золоту икон Проходит летопись времен... Автор неизвестен Текст еще раз показывает, что воевать врага рус ские дружины уходили под колокольный звон. Авот как о Москве и ее колокольных звонах писал в XIX веке М. Ю. Лермонтов: «Кто никогда не был на вер шине Ивана Великого, кому никогда не случалось оки нуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, тот не имеет понятия оМоскве. <...> у нее есть своя душа, своя жизнь. <...> Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, свя той, молитвенный!.. Едва проснется день, как уже со всех ее златоглавых церквей раздается согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре... и мнится, что бестелесные звуки при нимают видимую форму, что духи неба и ада свива ются под облаками в один разнообразный, неизме римый, быстро вертящийся хоровод!.. О, какое блаженство внимать этой неземной музыке...» (Лермонтов, 1986. С. 115). Бессмертное величие Кремля Невыразимо смертными словами! В твоей судьбе, — о, русская земля! — так пишет о Московском Кремле знаменитый поэт Николай Рубцов и, глядя на который, он провозг лашает: «И смутно мне далекий слышен звон:/ То скорбный он, то гневный и державный /»’ . А путе шественник Де ла Невилль в своем повествовании под названием «Любопытные и новые известия о Московии» сообщал: «В Москве находится 1200 церквей, выстроенных из камня, куполообразной формы, что придает им мрачный вид. Все они име ют по пяти башенок с колоколами... Самые велико лепные храмы Москвы суть: церковь Богоматери и церковь Архангела Михаила около царского дворца... Против них находится огромная колокольня, где висит много больших колоколов,— между прочим, один в 20 футов в поперечнике, в 40 футов в выши ну и одын локоть в толщину. Чтобы придать это 1Рубцов Н. «О Московском Кремле». 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz