Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ колокол преподобного Антония хранился у его святых мощей. В середине XI века колокола уже висели при храме святой Софии в Новгороде, при Десятин­ ной и Ирининской церквах в Киеве, а также во Владимире, на Клязьме, в Полоцке, Новгороде- Северском и некоторых других русских городах. Из древнейших сохранившихся колоколов нача­ ла XII века найден колокол, по преданию приве­ зенный литейщиком из Рима в новгородский Антониев монастырь. Из первых летописных свидетельств о литье колоколов на Руси являет­ ся свидетельство 1259 года, когда князь Даниил Галицкий перевез колокола и иконы из Киева в Холм: «Колоколы принесе ис Киева, другие ту солье» (Пухначев, 1991. С. 11). Значительную роль в распространении коло­ колов на Руси сыграли особенности ее географи­ ческого положения, а именно — огромные про­ странства. При значительной удаленности посе­ лений остро возникла необходимость в быстром и доступном способе оповещения народа о раз­ личных событиях (Ковалив, 2003. С. 19). Особую заботу о колокольном звоне Троиц­ кого Сергиева монастыря проявлял и преподоб­ ный Никон Радонежский. При основании оби­ тели Сергием Радонежским в обители использо­ вались только била и клепала, а при Никоне от­ ливались уже колокола. Один — Никоновский, или Чудотворцев сохранился и до наших дней, — около 40 пудов. Придавал большое значение колокольному звону и святитель Филарет, митрополит Мос­ ковский и Коломенский. В одном из его распо­ ряжений говорится о колокольном звоне в Мос­ кве во время Пасхального богослужения —мос­ ковским храмам необходимо было дожидаться третьего удара Большого Успенского колокола. Колокола отливались с разным значением: набатные, чтобы вызвать у людей чувство тре­ воги («Начальник всем полкам вел ел / Сбирать­ ся к бою ./ Зазвенел / Набатный колокол»1 или «Откуда-то издалека доносился звон набатного колокола»)2, благовесты —для умиротворенно­ го воздействия на душу человека, отчего в Рос­ сии и считали их символами единения, покоя и преображения. Кроме набатных и благовестов имелись вестовые, подающие сообщения о при­ ближении врага («...да над ворота де надобетъ для всполохов по колоколу вестовому») (Тосин, 1Лермонтов М. «Черкесы». 2Гайдар А. «Дальние страны». 2002. С. 234), царские —жертвованные царствен­ ными особами монастырям и церквам, золотые, золоченые —шесть подобных колоколов от 16 до 720 килограммов известны в городе Таре в Си­ бири при церкви Казанской Божьей Матери, вы­ золоченные татарским мещанином Семеном Мо- жайтиновым. Легенда гласит, что любимый брат этого мещанина попал в степи в плен к кирги­ зам. Узнал брат об этом и зарок дал, что если пленник благополучно из плена возвратится, то он позолотит колокола. И когда брат вернулся, он выполнил данный обет: «Среди прочих пред­ метов перед основным погребением (саркофагом) найдено 5 золотых колоколов...» (Тосин, 2002. С. 238) и «...възгремеша своими златыми колоколы...» (Сказание о Мамаевом побоище. С. 238). Отли­ вались и другие колокола: хрустальные —тако­ вой весом семь килограммов передан городу То­ больску как символ всероссийского форума ту­ ристических организаций, лыковые —опальные, разбитые и связанные лыком, осадные — эти предназначались для оповещения горожан о нападении неприятеля («Стражие жеувидев- ше с церкви заводных людей во вратах стоящих, начяшя бити в осадный колокол») (Тосин, 2002. С. 244), красные — с красным (красивым) зво­ ном («Как в большой ударишь разов пяток, сей­ час на красный-согласный переходи, с перезвону на трезвон, без задержки... верти и верти все!») Печоры. Художник Ольга Катаева 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz