Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Никиту Качалова, Осипа Волохова и еще трех по садских людей как представителей власти Бориса Годунова. Но за этот учиненный самосуд угличане вскоре сами были жестоко наказаны. В «Истори ческом вестнике» 1892 года говорится, что жесто кая кара не замедлила последовать: жителям Уг лича отрубали головы, топили, обрезали языки, ссылали в Сибирь за тем самым колоколом в но- вопостроенный ими город Пелым. Не раз казнили звонарей, А если их в народе укрывали, Тогда колокола казнили за людей, Лупили розгами и била вырывали. Ирина Панова В былине под названием «Гришка-Растрига», в которой Григорий Отрепьев называет себя «...прямым царем —/ царем Дмитрием Иванови чем / Углецким!», стрельцы спрашивают царицу Марфу Матвеевну, правда ли, что он ее сын, и по лучают отрицательный ответ. Она говорит им, что мощи сына ее «...лежат в каменной Москве - / у чудных Софеи Премудрыя. / У тово ли -mo Ивана Великова/завсегда звонят во царь-колокол,/ Собор- ны попы собираются,/ во всякия праздники совер шают/понафиды/за память царевичаДимитрия/ Ивановича. / А Годуновых бояр проклинают/ зав сегда!» (Древние российские стихотворения, 2000. С. 115-116). Царицу Марию Федоровну Годунов велел по стричь в монахини и сослал в Белозерский мона стырь на Выксе, остальных Нагих в разных горо дах посадил в темницы. Понес ответственность за колокольный звон и сам набатный колокол. По приказу Годунова ему «отсекли ухо», «вырвали язык», били плетьми и сослали в Сибирь. Изгнанники тащили свой коло кол до Тобольска волоком. Прошло пятнадцать лет, и Шуйский, после смерти Бориса Годунова, со своими приближенны ми, боярами и духовенством решили объявить ца ревича Димитрия святым мучеником, «страстотер пцем» и перенести его тело из Углича в Москву. Иностранец Масс, бывший в то смутное время в Москве, написал: «На носилках принесли тело царевичаДимитрия из Углича и на них же оно было положено в Архангельском соборе. Я не думаю, что бы в это время в Москве был хотя один колокол, который бы не гудел. Люди были оглушены звоном в колокола, а как только мощи поставили в собор, так и стали происходить над некоторыми чудесные исцеления»» (Оловянишников, 2003. С. 60). А колокол оказался в ссылке в Тобольске. Та мошний воевода —князь Лобанов-Ростовский — велел его запереть в приказной избе и сделать надпись: «Первоссыльный неодушевленный с Уг лича». Сначала колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого спаса, а уж оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню. На 84-м году своей ссылки, в 1677 году, во время большо го тобольского пожара расплавился, о чем сообща ет «Сибирский летописец» 1590-1715 годов1. Так, с 29 мая 1677 года настоящий угличский ссыльный колокол перестал существовать. Затем в XVIII веке отлили новый колокол та кой же по весу, но отличающийся от первообраза по форме. И на нем сделали следующую надпись: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия, в 1593 году при слан из города Св. Углич в Сибирь в ссылку во град Тобольск к церкви Всемилостивого спаса, что на торгу, а потом на Софийской колокольне был часо битный, весу в нем 19 пуд. 20 ф.» (Первоссыльный неодушевленный с Углича, 1986. С. 66-80). В 1890 году у архиерейской церкви колокол был куплен тобольским музеем и стал его экспо натом. Владислав Горохов приводит выдержки из «Тобольских губернских ведомостей» (1888, № 5): «Больно было бы нам, тоболякам, привыкшим уже в течение нескольких веков считать угличский ко локол своим неотъемлемым достоянием, лишиться его безвозвратно. Дозволяем даже себе думать, что с потерею его наш древний город, и без того уже значительно стушевавшийся в сфере экономиче ского быта, потеряет еще более своего значения». Другой автор пишет (1888, № 43): «Какуюроль играл этот „поселенец“в нашей жизни? Бывало, приедет кто-нибудь из России и первым делом на Софийскую колокольню! Подойдет к „Корноухому", треснет его пальцем в перчатке и с сознанием соб 1О том, что колокол расплавился во время пожара, сооб щал журнал «Москвитянин» за 1849, № 9, с. 12 и Восточное обозрение 1883, № 44 в статье «Замечательные по Сибири колокола». 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz