Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Менее известна трагическая история вечево го колокола города Витебска. 12 ноября 1623 года православное население города, созванное вече вым колоколом на главную площадь Витебска, подняло мятеж. Протест шел против жестоких мер епископа Иосафата Кунцевича, насильно на саждавшего здесь унию. Славянам так был нена вистен епископ, что во время мятежа они убили его, за что после сильно поплатились — шест надцати витебчанам отрубили головы, а вечевой колокол был снят и разбит. О смоленском вечевом колоколе в поэме «Ве ликая замятия» пишет Николай Рыленков: «...Над теплой землей, над водой шатучей,/ Гоня тишину из города вон,/ Плывет и качается медной тучей/ Колокола вечевого звон». Василий Ян повествует уже о рязанском веч- нике: «Вечевой колокол с самого утра созывал на род на вече. В тихом морозном воздухе неслись гус тые тягучие звуки и сеяли кругом тревогу. Далеко слышали их окрестные села...» Люди, спешащие на звон его к Сокольей горе, точно вопрошали: « Слышь, как„вечник“выбивает сполох /» (Ян, 1989. С. 469-470). Но Старой Рязани угрожал не спо лох и не свара князей, здесь беда шла покрупнее. Как видим, вечевые колокола были во многих городах древней Руси, только не обо всех сохрани лись легенды и литературные памятники. И глава на этом могла закончиться, если бы в руки мне не попался рассказ Виктора Шаву «Возвращение», в котором тот приводит неболь шие дневниковые записи некоего Яна Панини- нена. Правда, определить реальные события на ходились в тех записях или вымысел автора, мне узнать не удалось, так как об описанных ниже событиях более ничего нигде не читала. Шаву пишет: «Над неторопливым Волховом, над ста рым кремлем, в расплавленном жарком воздухе плыл колокольный звон. Звонили колокола звонни цы в Детинце и колокола Софийского собора. С правого берега им вторили колокола Торговой стороны. Крестный ход вышел из Софии и, под предводительством митрополита, с пением псал мов двинулся через пешеходный мост на Торго вую сторону. У Колокольни толпился народ. На свеже- струганных трибунах собрались почетные гос ти. Сверкала медь духового оркестра. Торже ственный митинг открыл губернатор». Далее выступает мэр Валдая и, наконец, слова благо дарности спонсорам, «... которые оплатили от ливку Вечевого Колокола. Это завод „Алкон“ — самая чистая в мире новгородская водка! — под нялся неимоверный гвалт. — Это новгородский пивоваренный завод „Дека“— слова его потону ли в восторженном реве толпы. —И это — соб ственно Мастера, которые заново отлили нашу Святыню, наш Вечевой Колокол! Это — закры тое акционерное общество „Балтийский меч “из Санкт-Петербурга !» Затем колокол опутали веревками «...и все при сутствующие, поплевав па ладони, принялись под нимать его вручную на колокольню». И далее В. Шаву называет участников подъема колокола: « Губернатор, председатель областнойДумы, пред ставители РАО „ЕЭС“и „Газпрома", генеральные директора „Алкона“и „Деки“, заводов „Дирол“ и „Стиморол“, и сотни новгородцев. Вечевой колокол, слегка подрагивая, медленно полз вверх». Когда ко локол был подвешен, звонарь, помолившись на кресты Софийского собора, медленно стал раска чивать веревку, привязанную к языку ... Удар! Казалось, солнце, стоявшее точно над коло кольней, взорвалось! Птицы не упали замертво, зато Седой Волхов вышел из берегов, а над памятником равноапостольному святому князю многие видели в этот момент радужное сияние (Шаву, 2003. С. 62-64). Рассказ Виктора Шаву написан с юмором, и, возможно, поэтому не верится в реальность про исходящих в нем событий, но даже если это фан тазия автора, то добрая, и мечта о возвращении Новгороду вечевого колокола может с годами стать явью. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz