Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА И ГОРОДА тогда, услышав голос его из вод глубоких, «И за вольность и за вече встанет город наш родной»: Над рекою, над пенистым Волховом, На широкой Вадимовой площади, Заунывно гудит-поет колокол; Волхов плещет, и бьется, и пенится О ладьи москвитян острогрудые... Легенда Мея близка и народному преданию, в котором говорится, что вечевой колокол был бро­ шен в реку Тверцу, на берегу которой в Млевско- Троицком монастыре была похоронена легендар­ ная защитница вечевого Новгорода Марфа Борец­ кая. И к слову, сразу же предлагаю стихотворение Александра Городницкого «Плач Марфы-посадни- цы»: «Крупа просыпается с неба./Зима приближа­ ется к м арт у /П о рыхлому талому снегу/ увозят посадницу М а рф у / Храпят отдохнувшие к о н и / Кричат у дороги вороны / Со всех четырех колоко­ л е н / Плывут похоронные звоны». Марфа обращает свой печальный последний взор на Новгород, вече... «Прощай, новгородское вече. Умру среди дальних земель я. Тебе уготовано вечно московского пира похмелье. Ах, град мой, что весел и волен! Ах, Волхова берег зеленый!» Со всех четырех колоколен плывут похоронные звоны. Рассказывая о вечевом колоколе, мы вправе задаться вопросом, а существуют ли изображения его? Существуют. Например, на миниатюре Лице­ вого летописного свода XVI века колокол изобра­ жен связанный веревками, как узник, погруженный на сани и подготовленный к отправке в Москву. Выше на миниатюре —панорама Новгорода с Со­ фийским собором, Софийской звонницей, колоко­ лами, которые осенены главой с крестом. А рядом изображена звонница с единственным колоколом — вечевым Софийским. Вот над ним креста нет. Ведь вечевой колокол считался не церковным, а граж­ данским и светским. На миниатюре изображены два вечевых колокола: на Ярославом дворище и на Софийской стороне. На другой миниатюре древнего летописца Ли­ цевого летописного свода изображены одновре­ менно оба вечевых колокола и созыв их на вече Вечевой колокол. Фрагмент памятника «Тысячелетие России», Новгород Фото Н. Большаковой новгородцев. Оба колокола видно, что были кача­ ющимися. Звон в них производился с земли, что было очень удобно во время проведения вечевых собраний. Нужно было только дергать за веревку, одним концом опущенную почти до земли, другим привязанную к рычагу, вмонтированному в балку, которая, приходя в движение, и раскачивала коло­ кол. Оба вечевых колокола мало чем внешне отли­ чались друг от друга, единственно дворищенский колокол был более ранним и наиболее популяр­ ным, о чем находится много летописных свиде­ тельств X II-XV веков, нежели о Софийском. Но вернемся вновь к роману Дмитрия Балашо­ ва «Марфа-посадница», в котором большой кусок посвящен снятию вечевого колокола с новгород­ ской звонницы и в котором Балашов совершенно не старался приукрасить повествование об этом со­ бытии какими-то легендами, у него все до боли правдиво и трагично. И как бы горожане не чув­ ствовали над собой власть бояр, они не были гото­ вы лишиться вечевого правления, пронизывающе­ го организацию городской жизни сверху донизу, которой подчинено было все: торговля, ремесла, суд, школа, дела церковные и мирские —все было связано с вечевыми порядками в городе и все под­ чинялось им. Дмитрий Михайлович пишет: «Иуже посланцы великого князя спускали на веревках ве­ чевой колокол. Вечную палату на Ярославом дво­ рище велено было разобрать в тот же час, чтобы не оставить и места того, где собиралось мятеж­ ное племя новгородское. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz