Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ И поехал он с каменной Москвы великой и ехал пу­ тем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховской мост; уда­ рили в колокол у святой Софии —и пал копь его на колени от колокольного звону. И тут Грозный царь воспроговорил коню своему: —Ай же ты мой конь пеловой мешок (мякина), волчья ты сыть; не мощь ты царя держать — Гроз­ ного царя Ивана Васильевича. Доехал он до Софийского храма и в гневе велел он отрубить снасти у этого колокола, и чтобы пал наземь, и казнить его уши. —Не могут, — говорит, — скоты звону его слы­ шать. И казнили этот колокол в Новгороде —нонь этот колокол перелитой »1. Известен факт переписи колоколов в Великом Новгороде по указу Ивана Грозного в 1571 году. Николай Клюев также обратился к теме Нов­ города и новгородских колоколов в стихотворении «Застольный сказ»: «Чтоб не пело ты, как воды в ледоход,/ Чтобы верба за иконой не цвела,/ Не гу­ дели на Руси колокола,/ И под благовест медовый в вешний день/ Не приснилось тебе озеро Ильмень,/ Не вздыхало б ты от жаркой глубины:/Где вы, ве­ щие Бояновы сыны?» «Снесённый» народными преданиями новго­ родский вечевой колокол стал символом последне­ го разорения, которое несло русской республике самодержавие. М. И. Пыляев в книге «Старое житье», расска­ зывая о судьбе вечевого колокола, добавляет, что во время Московского бунта 1771 года, созывая на Красную площадь народ, бунтовщики звонили в него, за что царица Екатерина II повелела отнять у него язык. Возвратили язык колоколу только че­ рез 32 года по велению Александра I. В Отечественную войну 1812 года колокол в числе главных реликвий вывезли из Москвы, а по возвращении навечно поставили стоять в Оружей­ ную палату. Самое известное стихотворение, запечатлевшее легенду о Новгородском колоколе под названием 1Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололи­ тейноеискусство./ / Москва, «Русскаяпанорама»,2003.Опубл. Е. В. Барсов / / Др. и нов. Россия.-1879,—Т. 2. - № 9 ._ С. 409;Легенды, предания, бывальщины, с. 100. «Вечевой колокол», принадлежит перу известно­ го русского поэта Л. А. Мею: «Над рекою, над пе­ нистым Волховом,/На широкой Вадимовой площа­ ди ,/ Заунывно гудит-поет колокол». Поэт не про­ сто описывает легенду, он в вопросе, почему зво­ нит колокол дает знания, а по каким случаям во­ обще звонили в вечевые колокола: «Не меняют ли снова посадника?/ Не волнуется ль Чудь непокор­ ная? / Не вломились ли шведы иль рыцари?/ Да не время ли кликнуть охотников/ Взять неволей иль волей с Югории/ Серебро и меха драгоценные?/Не пришли ли товары ганзейские,/Али снова послы са­ новитые/ От великого князя Московского/ За обильною данью приехали?» И только после всего перечисленного, восклицает: Нет! Уныло гудит-поет колокол... Поет тризну свободе печальную, Поет песню с отчизной прощальную... «Ты прости, родимый Новгород! Не сзывать тебя на вече мне, Не гудеть уж мне по-прежнему: Кто на бога? Кто на Новгород? Вы простите, храмы божии, Терема мои дубовые! Я пою для вас в последний раз, Издаю для вас прощальный звон. Налети ты, буря грозная, Вырви ты язык чугунный мой, Ты разбей края мне медные, Чтоб не петь в Москве, далекой мне, Про мое ли горе горькое, Про мою ли участь слёзную, Чтоб не тешить песнью грустною Мне царя Ивана в тереме. Ты прости, мой брат названый, Буйный Волхов мой, прости! Без меня ты празднуй радость, Без меня ты и грусти... И вот уже колокол обращается к буйной реке Волхову, как к старому другу, просит, чтобы, ког­ да поплывет по реке во враждебную Москву ото­ сланный из Новгорода царем Иваном, пусть Вол­ хов соберет «все волны, все валуны, все струи» и разнесет «в осколки, в щепки» московские ладьи, а колокол схоронит «на дне песчаном синих вод» и будет звонить в него серебристою волной. Может 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz