Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ освящения колоколов на Западе известен со вре мен Григория Великого (около 540-604 гг. н.э.). В Римском требнике по этому поводу существо вала даже специальная молитва: «Иногда звон его услышат сыны христиан, да возрастет в них вера, чтобы, спеша на лоно благочестивой матери, они воспели тебе в церкви новую песнь святых, разне ся в звуках глаз трубы, стройность струнных ин струментов, приятность органа, услаждение кимвала...» (Музыка колоколов, 1999. С. 26). А вот обычай крещения колоколов существу ет только с конца X века и приписывается папе Иоанну XIII, освятившему в 968 году для люте ранской церкви большой колокол и давшему ему имя Иоанн. Позднее, во время совершения это го обряда, колоколу полагались еще и восприем ники, то есть крестный отец и крестная мать. Крестили колокола в точности, как младенцев, окропляя святой водой. Колокола! Ваш звучный звон — Язык земли, Меня вскормившей. Живет в вас радость, Клич и стон, Как отголосок Жизни бывшей. Той, что не стаяла, Как дым, В кострах высоких Чингисхана, Не гибла Под пятою пана, Не стлалась Ковылем седым. Той, что под глас: «Иду —на вы!» Несметно войско Поднимала. И не склоняла головы — На поле брани Оставляла. Колокола — Руси венец, Червонным золотом Горящий, Ваш звон — Связующая нить Меж будущим И настоящим. Г. Голуб. «Колокола» 4Меж будущим и настоящим», пишет поэт Голуб, а еще и прошлым, между землей и небом, Колокольный звон. Художник Н. Кикин между людьми и Богом, —вот какова связующая нить звучания колоколов. Да и в некоторых ре лигиях «качание колокола означает балансиро вание человека между жизнью и смертью, небом и землей, добром и злом, а сам колокол символи зирует небесную сферу» ( Соловей, 2005. С. 14). Существуют сведения, что первые двенад цать колоколов в Византии появились в 865 году —подарок венецианского дожа Орсо I гре ческому императору Михаилу III, или Василию Македонянину, которые были размещены на спе циально выстроенной для них колокольне рядом с собором Святой Софии в Константинополе. Паоло Мантегацца говорил, что колокол не что иное, как голос церкви, издалека зовущий прихожан и «...посылающийравномерный привет дворцу и лачуге» (Оловянишников, 2003. С. 367). На Руси первое упоминание о колоколах най дено в Новгородской летописи 1066 года: «При- де Всеслав и взя Новгород и колоколы съима у святыя Софии и паникадил съима» (Пухначев, 1991. С. 11). А в житии преподобного святого Антония Римлянина, приплывшего чудесным образом на камне в Новгород в 1106 году из Ита лии, также отмечается, что он «услыхал великий звон» к утреннему пению. Святитель Никита, архиепископ Новгородский, благословил Анто ния основать на том месте, где пристал к берегу плывущий камень, основать монастырь. Позже 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz