Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ садници», потянулись и «житии новогородци», по шли и «поселяне» —смерды, и черницы, и вдовы... И все о том же — «о обидах и искати, и отвечива- ти». «Вси преобажении, многое их множество», отправились на суд государя всея Руси, великого князя Ивана Васильевича. Он ведь обещал «оби- деным управа дата». Все долгое великопостное говение (в 1477 году оно началось 17 февраля) еха ли и шли в столицу Русской земли «обиденые» и обидчики, правые и виноватые, кто добровольно и охотно, кто под стражей «за приставы», кто с на деждой, кто с отчаянием... «Хотим государства на своей отчине Вели ком Новегороде... как... на Москве » (Алексеев, 1991. С. 118). Чувствуя себя хозяином положения, Иван Васильевич не хотел идти ни на какие уступки. Он фактически не вел переговоры, а однозначно дик товал свою волю. По просьбе новгородцев, заявив ших, что они «...низовскые пошлины не знают, как государи наши великые князи государьство свое дер жат», он через князя Патрикеева расшифровал, наконец, свои требования: «Вечю колоколу в отчи не нашей в Новегороде не быти. Посаднику не быти... Волостем быти, селом быти, как у нас в Низовской земле. А которые земли наши, великых князей, за вами, а то бы было наше». Вот теперь все стало ясно. Речь шла не об ус тупках со стороны господ, не о компромиссе, а о полной ликвидации боярской республики, как та ковой. Вот что означало «государство в Новгоро де, как на Москве». Целая неделя понадобилась новгородским вла стям для обсуждения предложения (фактически — ультиматума) великого князя. Этому нельзя удив ляться. Ведь речь шла ни больше ни меньше как о ликвидации республики. Можно только догады ваться, какие бурные, трагические дебаты шли в эти дни на вечевых сходках, на заседаниях во вла дычных палатах. 14 декабря, воскресенье. «А вече, и колокол, и посадника отложи, чтобы государь с сердца сло жил, и нелюбья отдал», —смиренно бьют челом ар хиепископ и его спутники в великокняжеской ставке. Не надо веча. Не надо ни колокола, ни посадника... Только бы государь «нелюбъе от дал», —перестал гневаться. «И вывода бы не учи нил, и в отчины бы их, в земли и воды, не всту пился, и в животы (имущество. — Ю. А.) их» (Алексеев, 1991. С. 138-139). Вот ради чего отказываются новгородские де легаты и от веча, и от колокола, и от посадника — от трехсотлетней традиции Господина Великого Новгорода, отказываются от вольности мужей новгородских. Далее Алексеев пишет, что для Ивана III Нов город был его «отчиной» частью Русской земли. Но Марфа Посадница Уничтожение Новгородского веча 1889 г. Художник К. В. Лебедева 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz