Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ садници», потянулись и «житии новогородци», по­ шли и «поселяне» —смерды, и черницы, и вдовы... И все о том же — «о обидах и искати, и отвечива- ти». «Вси преобажении, многое их множество», отправились на суд государя всея Руси, великого князя Ивана Васильевича. Он ведь обещал «оби- деным управа дата». Все долгое великопостное говение (в 1477 году оно началось 17 февраля) еха­ ли и шли в столицу Русской земли «обиденые» и обидчики, правые и виноватые, кто добровольно и охотно, кто под стражей «за приставы», кто с на­ деждой, кто с отчаянием... «Хотим государства на своей отчине Вели­ ком Новегороде... как... на Москве » (Алексеев, 1991. С. 118). Чувствуя себя хозяином положения, Иван Васильевич не хотел идти ни на какие уступки. Он фактически не вел переговоры, а однозначно дик­ товал свою волю. По просьбе новгородцев, заявив­ ших, что они «...низовскые пошлины не знают, как государи наши великые князи государьство свое дер­ жат», он через князя Патрикеева расшифровал, наконец, свои требования: «Вечю колоколу в отчи­ не нашей в Новегороде не быти. Посаднику не быти... Волостем быти, селом быти, как у нас в Низовской земле. А которые земли наши, великых князей, за вами, а то бы было наше». Вот теперь все стало ясно. Речь шла не об ус­ тупках со стороны господ, не о компромиссе, а о полной ликвидации боярской республики, как та­ ковой. Вот что означало «государство в Новгоро­ де, как на Москве». Целая неделя понадобилась новгородским вла­ стям для обсуждения предложения (фактически — ультиматума) великого князя. Этому нельзя удив­ ляться. Ведь речь шла ни больше ни меньше как о ликвидации республики. Можно только догады­ ваться, какие бурные, трагические дебаты шли в эти дни на вечевых сходках, на заседаниях во вла­ дычных палатах. 14 декабря, воскресенье. «А вече, и колокол, и посадника отложи, чтобы государь с сердца сло­ жил, и нелюбья отдал», —смиренно бьют челом ар­ хиепископ и его спутники в великокняжеской ставке. Не надо веча. Не надо ни колокола, ни посадника... Только бы государь «нелюбъе от­ дал», —перестал гневаться. «И вывода бы не учи ­ нил, и в отчины бы их, в земли и воды, не всту­ пился, и в животы (имущество. — Ю. А.) их» (Алексеев, 1991. С. 138-139). Вот ради чего отказываются новгородские де­ легаты и от веча, и от колокола, и от посадника — от трехсотлетней традиции Господина Великого Новгорода, отказываются от вольности мужей новгородских. Далее Алексеев пишет, что для Ивана III Нов­ город был его «отчиной» частью Русской земли. Но Марфа Посадница Уничтожение Новгородского веча 1889 г. Художник К. В. Лебедева 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz